
Слезы

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Слезы прежде очищения от страстей нечисты, а при высокоумии подобны болотной воде, где заводятся всякие гады
391. Слезы, прежде очищения от страстей, бывают не совсем чисты, но они, по слову Лествичника, очищаются и делаются правильными, если человек при плаче и слезах всегда помышляет об исходе от сей жизни, и предстояние на Страшном суде, и о последнем на нем изречении; а потом очищают и душу плачущего. При слезах всячески должно беречься тщеславия и возношения, от коих слезы делаются подобными болотной воде, где заводятся пиявицы и другие безобразные гады. Затем, при слезах, по слову Лествичника, должно всячески оберегаться обольщения бессловесной радостью, чтобы не принять волка вместо Пастыря. Святый сей с удивлением говорит, до какой степени ухитрился лукавый враг, что источник добродетели, то есть плач, превращает в источник страстей.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II. Письма к монашествующим
С. 109

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный
Слезы хороши без самомнения
- Плакать тебе можно. Бог благословит. Сколько душеньке угодно — хоть весь день. Но самомнеть, то есть думать, что вот у тебя слезы, что это спасительно, что это от Бога, то помилуй Бог. Лучше уж придержать их.
-
Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
С. 105

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Слезная молитва может быть прелестна
- Слезы на молитве часто бывают виной высокоумия, и не велено верить тем слезам, кои прежде очищения текут; и когда на них мы опираемся, то слезы сии не истинные, но прèлестные.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 2. Письма к монашествующим
С. 385