Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Неверие от искания Славы земной, преимуществ, от недовольства

  1. Тебе прежде потребно и нужно обратить внимание на главную твою немощь — на неверие, часто тебя борющее, и на оное прежде всего ратовать… Господь говорит во Евангелии: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, славы же от Единого Бога не ищуще (ср.: Ин. 5:44). — Правда, в тебе нет грубого искания славы земной, но есть затаенное желание преимущества; и немощь эта обнаруживается завистью, неуступчивостью и настойчивостью до упрямства, недовольством, гневом и скорым смущением. Если, когда ты и решаешься презирать славу, то это сопровождается вместе и презорством в отношении некоторых людей, особенно, когда что-либо представится тебе мнимополезным, и захочешь сделать по-своему.
(X, 358)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 92
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Земной славы ищущие не могут веровать, а узнаются тем, могут ли сносить поношения и презрение

  1. Господь в Евангелии обличает славолюбцев: како вы можете веровати, друг от друга славу приемлюще, и славы, яже от единого Бога, не ищете? (Ин. 5:44). Видите разум слова Господня: что приемлющие тщетную славу, или тщеславящиеся, не могут веровать и жить в славу Божию. Нам нужно испытание, или искушение, во спасение наше: могу ли я сам себя заверить, что я не люблю тщеславиться? Здесь надобно выдержать поношение и презрение от людей: и, ежели не оскорбится сердце, то право мудрствует о Господе и не ищет славы своей. А если смутится от поношений, то из сего познается его малодушие и страсть к человеческой славе, а вместе и неверие тем же обличается.
(X, 686)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 205