Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Внутренняя досада и Скука бывают, когда не хотим принять внешних скорбей

  1. Пишешь ты, что бывает с тобою ужасная внутренняя досада, скука, — что даже от стеснения закричала бы, и сие бывает без всяких видимых причин. На сие скажу тебе: жизнь наша должна быть скорбная, а не отрадная: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22). Когда мы не переносим внешних скорбей, то есть уничижений, досад, укоризн, злоречий, пренебрежений и проч., кои очищают и исцеляют наши душевные страсти, тогда посылает Бог нам внутренний духовный крест: мрак, томность, досаду, рвение и проч., о коих ты воспоминаешь.
(X, 53)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 51

Скука — это духовный крест

334. Делающаяся с тобой скука промыслом Божиим попускается, к искусу твоей к Нему веры и любви, и называется духовный крест. Ежели бы ты имела внешние скорби: поношения, досады, укоризны, во всем нужды, и терпела их со смирением, то избежала бы оного внутреннего огорчения; а как ты находишься от всех оных невольных прискорбий свободной, то и налагается духовный крест, чтобы не быть осужденной за праздность и спокойствие. Ты должна не малодушествовать в оном, но принимать и терпеть великодушно и благодарить Бога, вся премудростью Своей устрояющего к нашей пользе. Бывает причиной оного и тщеславие, мнение о себе и похвала от людей.

234. Спрашиваете, от чего происходит скука? Невозможно без этого обойтись; это есть духовный крест, посылаемый к нашему испытанию; бывает мрачность, томность, безотчетная скука и унылость. Бывает cиe и духовную жизнь проходящим… Врачевство на cиe — смиренномудрое сердце… Принимайте этот крест со смирением и терпением, а по прошествии оного времени бывает душевное утешение.

(X, 213)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 461
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 427
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Врачевание скуки

Скука врачуется, говорил по собственному опыту преподобный Серафим, молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением слова Божия и терпением, ибо и рождается она от малодушия, беспечности и празднословия.

(X, 830)
Источники:
  • Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. — Москва: Синодальная тип., 1903.
    С. 6