Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Господь силен Скорби наши обратить на пользу нашу и во славу Свою, хотя бы казались они непонятны нам

184. Как и чем объяснить то, что возлюбленный наперсник Христов, Иоанн Богослов, обязанный проповедовать Евангелие, вместо того принужден был неподобной женщиной топить городскую баню и нес эту тяготу в продолжение шести лет. Но за такое притеснение Апостола, Господь сотворил такое чудо, что весь город обратился к христианской вере, чего проповедью, может быть, нельзя бы было сделать в 10 лет и более. Зная и памятуя это, и мы да подклоняем или преклоняем выю нашу, когда возлагается на нас тягота скорбных обстоятельств, или поношения, или какого стеснения, имея надежду, что впоследствии выйдет что-либо полезное для тех, о ком поручено нам заботиться в духовном и внешнем отношении. Дивны дела Господни и неизследимы пути Его… Да веруем и да надеемся мы, что за понесенные скорби силен Господь утешить и нас, каждого в свое время и по устроению каждого.

(X, 381)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 160

И благочестно живущему без Скорбей год за день, а при них день за год

  1. Ты скорбишь в скорбных обстоятельствах, а брат Божий апостол Иаков советует нам радоваться во искушениях различных, ибо чрез это испытывается и утверждается наша вера… Не помню, где сказано, что и благочестиво живущему человеку, ежели он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.
(X, 397)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 196–197

Кроме исповедания грехов потребно удовлетворение за них: болезни, Скорби, неудобства

  1. Грехи прощаются не одним исповеданием оных, но потребно и удовлетворение. Разбойнику на кресте Сам Господь сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Но и после сего обетования разбойник не тотчас и не без труда перешел в райское наслаждение, а сперва должен был претерпеть перебитие голеней. Так и мы, хотя прежние грехи нам, при Таинстве исповеди и прощены, но Божией епитимьей за них должны понести, то есть потерпеть болезни, и скорби, и неудобства, и все, что Господь посылает нам к очищению наших грехов.
(X, 451)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 93

Не искать причины Скорбей, а терпеть их благодушно

  1. О причине болезни смущаться не должно: святые отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание.
(X, 476)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 134

Все скорбное в жизни принимать, как посланное от руки Божией на пользу

  1. Не считай N вполне виновной твоего расстройства, а считай это попущением Божиим, которое дόлжно понести разумно и со смирением, и со страхом Божиим. Господь все видит и все знает, и всеми управляет по Своему мановению и Своей всесильной воле. Должно это всегда помнить и всячески остерегаться, чтобы не прогневать Его благости, и самое Его наказание считать для нас великим благодеянием, в отношении пользы душевной и вечного нашего спасения.
(X, 537)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 124

Скорби утешительны, ибо только они ведут к блаженству вечному

  1. Если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самых скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно безскорбной, светло-блаженной жизни на небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их.
(X, 579)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 168

Скорби терпеть или для Бога, или без смысла

  1. Кто желает спастись, терпит скорби; и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей. Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего.
(X, 594)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 182
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Скорби из грешников делают Ангелов

  1. Скорби — это духовная епитимья. Не для тебя одной она дана, но закон духовный положил ее в основу всех правил на согрешающих; ибо из нас, грешников сущих, милосердый Господь судил соделать Ангелов. А потому, терпи, веруя искренно и непоколебимо, что за все наше страдание (хотя оно нами же подготовлено) воздастся сторицею.
(X, 650)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 168
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

От Скорбей созерцание Небесных благ

  1. Сознаюсь смиренно: многоболезненное сердце, по претерпении многих скорбей, восхищается к созерцаниям Небесных благ. Ах! оно погружается в безмолвный мир, и в нем, приятно объемлемое неизреченной радостью, утешается надеждой Царствия Божия.
(X, 706)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 402
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Скорбь и храм

Подлинно, какая бы скорбь ни возмущала наш дух, когда мы придем в храм, она легко может прекратиться, потому что и теперь Христос присутствует, и приступающий к Нему с верой удобно может получить исцеление.

(I, 669)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 48
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 61

Скорби со Христом и без Христа

Хотя бы мы и не решились потерпеть для Христа некоторые скорби, то все же совершенно необходимо будем терпеть их, только иным образом. Если ты и не умрешь за Христа, то не будешь же бессмертен; если и не отвергнешь для Христа богатство, то не возьмешь его с собою по смерти. Он требует от тебя того, что и без требования ты отдашь, потому что ты смертен. Он желает, чтобы ты добровольно сделал то, что должен будешь сделать и по необходимости.

(I, 601)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:16–31. С. 769
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 699

Скорби, предмет нашей похвалы, ибо делают нас твердыми и здоровыми по душе

Не точию же, но и хвалимся в скорбех (Рим. 5:3). Не только, говорит, мы не падаем духом, испытывая скорби и бедствия, но, как бы более и более преуспевая в чести и славе, особенно хвалимся среди приключающихся бедствий, ведяще, яко скорбь терпение соделовает (Рим. 5:3). От этого происходит тот величайший плод, что человек, подвергающийся скорбям, делается более крепким. Как из дерев те, которые стоят в местах тенистых и безветренных, бывают, хотя цветисты по виду, но изнежены и слабы, и скоро повреждаются от всякого напора ветров, а те, которые стоят на высоких вершинах гор, колеблются многими и великими ветрами, переносят частые перемены воздуха, потрясаются жесточайшими бурями и засыпаются обильным снегом, бывают крепче всякого железа… так точно и души. Те, которые ведут жизнь, чуждую бедствий, и наслаждаются удовольствиями, … бывают нежнее и слабее всякого воска и готовятся в пищу вечному огню; а те, которые подвергаются опасностям, трудам и бедствиям скорби для Бога, и воспитываются в них, бывают крепче самого железа или крепче адаманта, от частого перенесения бедствий делаясь неодолимыми для нападающих и приобретая некоторый непобедимый навык к терпению и мужеству… Это самое и выражает мудрый устроитель небесной жизни, когда говорит: не точию же, но и хвалимся в скорбех, потому что еще прежде Царства и Небесных венцов, мы получаем отсюда великую награду, так как от частых скорбей душа наша делается более крепкой и помыслы становятся более твердыми.

(I, 698)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 156–157
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 163
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Скорбь и теснота от страсти бывают

Всякая скорбь и теснота происходят от маловерия или от какой-либо страсти, кроющейся внутри, или от другой какой-нибудь нечистоты, зримой Всевидящим, и, значит оттого, что в сердце диавол, а Христа нет в сердце. Христос — покой, свобода души и свет неизреченный.

(X, 980)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 338
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Винить людей за Скорби, что собака грызет брошенный камень

  1. Скорби попускает на нас Бог, а люди, оскорбляющие нас, суть только орудия Его промысла; но мы, оставляя Бога, виним людей, и, по слову святого Аввы Дорофея «песие страждем». На собаку если кто бросит камень, то она оставляет бросившего и грызет камень.
(X, 59)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 127

В Скорби — Божия милость, им надо радоваться

  1. Нам нельзя обойтись без скорбей, ибо многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14:22). Не всем, однако же, бывают они в одно время и одного рода, но по мере каждого устроения и силы. Святые отцы радовались, по Апостолу, егда во искушения различна впадали (Иак. 1:2; 2 Кор. 6:10). И ты не унывай и не устрашайся, а будь благонадежна в милости Божией к тебе.
(X, 80)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 349–350

Вина всякой Скорби в нас

  1. Наши страсти нас мучат, чрез случаи: кийждо искушается, от своея похоти влеком и прельщаем (Иак. 1:14). Когда рассмотрим себя, то всякой скорби мы сами виновны; <…> и дерево, из коего делан наш крест, росло на почве сердца нашего.
(X, 98)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 451–452

Наши Скорби и страсти Христовы

  1. Если мы терпим с благодарением скорби или болезни, то самим этим приобщаемся Страстям Христовым.
(X, 136)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 327

Невольные Скорби полезны

  1. Хотя мы того и не видим, но время покажет, что невольные скорби нам весьма нужны и полезны, ибо чрез них мы приходим в разум истинный и в смирение.
(X, 156)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 522

Господь смягчает силу Скорби, принимаемой с благодарением

  1. Если мы, в случае какой-либо скорби, принимаем оную с благодарением, и считаем, что мы того достойны, и еще большее наказание заслужили грехами своими, то Господь бывает к нам милостив и облегчает самую тяготу скорби, а если ропщем или смущаемся, то сами увеличиваем свое горе.
(X, 234)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 675