Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Чистота Сердца в чем состоит

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Вот опять духовная награда! Чистыми здесь Он называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии, потому что для того, чтоб видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели. Потому и Павел сказал: мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14). Вúдение же здесь разумеет такое, какое только возможно для человека. Так как многие бывают милостивы, не похищают чужого, не сребролюбивы, а между тем любодействуют и предаются похоти, то Христос, показывая, что недостаточно первого, присоединяет и эту заповедь. То же самое и Павел, в послании к Коринфянам, подтвердил примером македонян, которые богаты были не только милосердием, но и другими добродетелями: указывая там на щедрость их в раздаянии имуществ, он говорит, что они предали себя Господу и нам (ср.: 2 Кор. 8:5).

(I, 401)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:1–16. С. 154
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 228

За худыми словами скрывается еще худшее Сердце

От избытка сердца уста глаголют (Мф. 12:34). Когда ты слышишь человека, произносящего худые слова, то не думай, что в нем лежит лишь столько зла, сколько показывается в словах, а заключай, что источник его гораздо еще обильнее, потому что выражаемое наружно есть только избыток внутреннего. Обыкновенно так бывает, что язык, удерживаемый стыдом, еще не все худое изливает в словах; напротив, сердце, не имея никого из людей свидетелем своих движений, бесстрашно порождает в себе всякое зло, какое только захочет, потому что оно немного думает о Боге. Слова предлагаются в слух всех и взвешиваются всеми, а сердце укрывается в тени, и потому меньше зла бывает на языке, больше в сердце. Но когда уже слишком много скопится его внутри, тогда с большим стремлением выходит наружу то, что доселе было скрываемо.

(I, 505)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:33–37. С. 444
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 452
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Слезы о грехах очищают Сердце

  1. Все, плакавшие о грехах своих, по опыту знают, что слезы весьма много способствуют к очищению, спокойствию и блаженству сердца, — ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести, и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего вся беззакония его.
(X, 871)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 207

Нива Сердца нашего удобряется чтением писания и святых отцев, трудом телесным и горем

Чтобы сердце наше искренно и пламенно обратилось к Богу, для этого нужно иногда растерзать его каким-нибудь горем; а без того, оно больше лукаво и холодно. Как нива тогда только хорошо произращает семена, когда она удобрена и хорошо взрыта и изборождена: так и сердце наше тогда только приносит плод истинной молитвы и добрых дел, когда оно удобрено чтением слова Божия или писаний святых отцев, или собственными душеспасительными размышлениями, также — трудом телесным, или — растерзано каким-либо горем (взято из опыта).

(X, 1124)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 13, 14

Из сокрушенного Сердца нечистота его вытекает, как из разбитого сосуда посредством слез

Сердце (нечистое) сокрушенно, — говорит Псалмопевец, — Бог не уничижит (ср.: Пс. 50:19). Почему? потому, что оно сокрушено, разломано и — значит, нечистота из него вытекла, как из разбитого, наполненного нечистотою сосуда… Какой же признак сокрушенного сердца? А какой знак того, что сосуд, наполненный жидкостью, разбит? Тот, когда течет из него, или просачивается жидкость. Так и признак сокрушенного сердца — тот, когда из глаз текут слезы. Сердце — сосуд мерзости, и со слезами от него выходит нечистота сердечная. Вот, почему слезы в деле нашего спасения ценятся очень дорого, как знак выздоровления души. Вот, почему в молитвах своих к Богу Церковь просит чадам своим слез, скверну сердца очищающих.

(X, 1139)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 107, 108
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Холод Сердца от диавола, теплота же от Бога

  1. Бог есть огнь согревающий и разжизающий сердца и утробы. Итак, если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника.
(X, 773)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 420

Тайны Сердца без нужды не открывать

  1. Не должно без нужды другому открывать сердца своего; из тысячи можно найти только одного, который бы сохранил твою тайну. Когда мы сами не сохраняем ее в себе, то как можем надеяться, что может быть она сохранена другим.
(X, 777)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 425

Хранить свое Сердце от непристойных помыслов и впечатлений

  1. Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всяцем хранением блюди твое сердце, от сих бо исходища живота (Притч. 4:23). От всегдашнего хранения сердца, рождается в нем чистота, в коей зрится Господь, по уверению Истины вечной: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны… Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же сия выльется, то оно хладеет, и человек замерзает.
(X, 786)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 444–445

Радость от принятия в Сердце божественного

  1. Когда человек приимет что-либо божественное, то в сердце радуется, а когда диавольское, то смущается. Сердце христианское, приняв что-либо божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли сие от Господа; но самым тем действием убеждается, что оно Небесное, ибо ощущает в сердце плоды духовные: любы, радость, мир… (Гал. 5:22).
(X, 787)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 445