Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Характер его и предел

Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24). Чтó значит — отвергнуться самого себя? Наперед исследуем, чтó значит — отвергнуться другого, тогда узнаем и то, что значит отвергнуться самого себя. Итак, чтó значит отвергнуться другого? Отрекающийся другого, например, брата, или иного кого, хотя бы и видел, что его бьют, или вяжут, или ведут на казнь, или как иначе мучат, — не заступается, не защищает, не соболезнует, не принимает в нем никакого участия, как бы он был ему совершенно чужой. Так точно и Христос желает, чтобы мы не жалели своего тела: бьют ли, гонят ли, жгут ли, или иное что делают, — не жалей себя. И не только Христос сказал: пусть не жалеет самого себя, но, что гораздо сильнее — да отвержется себе, то есть, пусть не имеет ничего общего с самим собою, а пусть обрекает себя на опасности, на подвиги, и их переносит, так, как бы то терпел другой кто-либо. И возмет крест свой. Это следует из первого. Чтобы ты не подумал, что, отвергаясь самого себя, должен переносить словесные только оскорбления и укоризны, Он назначает предел, до которого должно простираться самоотвержение, именно — смерть, и смерть поносную. Поэтому не сказал Он: да отвержется себе даже до смерти, но: возмет крест свой, разумея поносную смерть и действие, не раз или два раза, но целую жизнь совершаемое. Беспрестанно, говорит Он, имей пред глазами смерть, и каждый день будь готов на заклание. Многие, хотя пренебрегали богатство, удовольствия и славу, но не презирали смерть, а страшились опасностей; поэтому Я, говорит Он, хочу, чтобы Мой подвижник ратовал до крови, и подвиги его продолжались до самого заклания. Итак, если нужно будет претерпеть смерть, и смерть поносную, смерть под проклятием и по подозрению в худых делах, то все должно перенести с мужеством, и еще тому радоваться.
И по Мне грядет. Так как иной, и страдая, не последует Ему, когда страдает не за Него (и разбойники, например, терпят много тяжких мучений), то, чтобы ты не подумал, что довольно самых бедствий, от чего бы они ни происходили, Он присовокупляет, какая должна быть причина бедствий. Какая же? Что ни делаешь, ни терпишь, последуй Христу, все за Него претерпевай и соблюдай прочие добродетели. В словах: по Мне грядет заключается и то, чтобы ты оказывал не только мужество в бедствиях, но и целомудрие, и кротость, — и всякую добродетель. То и значит последовать Ему, как должно, чтобы стараться о всякой другой добродетели, и все за Него терпеть.

(I, 544)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 16:24–27. С. 564–565
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 542
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Самоотвержение христианское у многих перешло в отвержение Христа и в культ плоти

Мы живем во времена христианские… Но современные христиане, в том числе и многие из русских, стали не лучше, а хуже безбожников, по духу отрицания от истинной веры и Церкви, и кощунственного к ним отношения (Толстой и толстовцы), а с тем вместе и от христианской молитвы и покаяния; заветы Христа многими попраны. Распятый Христос заповедал нам самоотвержение: кто хочет идти за Мною, — говорит Он, — да отвержется себя, от своих безумных смертоносных страстей, возмет крест свой и идет вслед Меня (ср.: Лк. 9:23), а, между тем, многие из соотечественников поступили и поступают совершенно обратно — отверглись не от себя, не от плоти и мира прелюбодейного, а от самого Христа и Евангелия, от Церкви Божией; свой разум и свою плоть обоготворили, и удовлетворение плотским, гибельным страстям возвели в догмат своего рода, или, выражаясь современным языком ученых, в «культ» плоти и ее страстей.

(X, 1173)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1904 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1905.
    С. 37 38