Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Самооправдание препятствует принятию Евангелия

  1. Во своя прииде, и свои Его не прияша (Ин. 1:11). Апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древнего избранного народа Божия, не приняли Сына Божия, пришедшего во плоти. Свою ищуще поставити правду, говорит Апостол, правде Божией не повинушася (Рим. 10:3). Та же причина и в Новой благодати препятствует повиноваться правде Божией и божественным заповедям Христа Спасителя, то есть, если христианин допустит себе самооправдание, которое в Евангельском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедуется в Евангельском учении.
(X, 341а)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 9

Вместо Самооправдания в Евангелии дано смирение с терпением

  1. Святой Исаак Сирин говорит, что самооправдание в законе евангельском не назнаменано, то есть не означено, вернее — не допущено; а сказано прямо и ясно: аще кто тя ударит в десную ланиту, обрати ему и другую (см.: Мф: 5:39). Основываясь на Евангельском законе, все святые и духоносные отцы единогласно утверждают, что на всякое искушение победа — смирение с терпением.
(X, 390)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 185

Отвержение Самооправдание для себя не следует переносить на других, иначе запутаемся в сетях вражиих

  1. Слова Евангелия о десной ланите (см.: Мф. 5:39) показывают, что не следует оправдываться и тогда, когда казалось бы человеку, что он прав. Но такое разумение всякий должен относить к себе самому, а не другим. Иначе внидет в другую сеть вражию и запутается. А для нас потребнее всего и полезнее свобода духовная, то есть ни под каким предлогом не запутываться в сетях вражиих.
(X, 509)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 64