Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Помысл ругающийся, будто нас никто понять не может

  1. Не верь помыслам, ругающимся над тобой: будто бы тебя никто понимать не может ради утонченного воспитания. Но, ведь, светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, коих чужд мир светский, хотя и считает себя — будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего Адама.
(X, 356)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 91
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Самомнение — тонкая стрела вражия, тайно уязвляющая

  1. Самомнение — это тонкая стрела бесовская — тайно уязвляет сердце; и семя его тонко насевается; так что мало-помалу возрастает фарисей, а потом предается и совершенной гордыне, а сия — бесовской области… На диавола только и сильно оружие смирения! Ибо оно все его сети и стрелы разрушает. Молитва и пост, хотя и великие оружия, но без смирения они не действуют.
(X, 62)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 175

Думать, что имеем духовный разум, опасно

  1. Думать о себе, что имеем духовный разум, весьма опасно: а особо от одного чтения, не испытавши на деле. У тебя еще один голый разум, не облеченный деянием, и надобно мысль сию далеко удалять от себя. Мняйся что ведати ничтоже весть (1 Кор. 8:2). А хотя бы и имел кто дар духовного разума, то оный хранится смирением. Я не дивлюсь, что ты скоро прочитала святого Ефрема: ты читала одни буквы и чернила.
(X, 63)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 176

При тонком услаждении Самомнением, мрак покрывает душу, пока не отгонит его смирение

404. После бывших затмений, Вы чувствуете очищенным воздух ума Вашего и ясно внимаете читаемым молитвам. Это милость Божия с Вами: сия измена десницы Вышнего (Пс. 76:11). И это есть плод скорбей Ваших: по множеству болезней моих утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93:19), воспевает святой Давид, царепророк. Ежели ж Вы, обретши cиe благо, усладитесь и тонким внушением врага возмните о себе нечто высоко, то паки темный облак помрачения покроет умственную Вашу атмосферу; да в духовной жизни и нельзя иначе быть; ежели ж только наслаждаться благодатными утешениями, а не иметь скорбных наведений, то можем увлечься в высокоумие и в прелесть; а проходить постепенно и то, и другое, получаем крепость и искусство; в первом случае благодарение возсылаем, а в последнем — смирение стяжеваем; и пока нe придем в смирение, то не может быть твердо основание в добродетели.

(X, 330)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 685–686