Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Самолюбие тонкое заменяет в нас видимую гордость

  1. Видимой гордости в нас как будто незаметно; но обнаружение тонкого самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других. Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкие, много препятствуют к стяжанию истинной любви.
(X, 564)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 146
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Самолюбие не прирождено нам, а от диавола, и не оно — корень добродетели, а страх Божий и любовь к Богу

148. Вы считаете самолюбие себе природным, но в этом крайне ошибаетесь. Самолюбие есть изобретение диавола. Он, облекшись в самолюбие, воспротивившись [Богу] и низвергнутый с неба, помрачился; а смирение, напротив, есть одеяние Божества, по слову святого Исаака (Слово 53). Сам Бог смирил Себя, облекся в плоть нашу и тем низложил самолюбивого и гордого диавола, и нам даровал сие оружие (смирение) для победы над ним. Вы считаете самолюбие благородным чувством и думаете, что из самолюбия делаете добродетели, — а это-то и есть гордость, и Я вырастет от сего в высокой мере. Начало премудрости — страх Божий (Притч. 1:7) и: страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 15:27), — говорит Писание, а не самолюбием. Оставьте Ваше мнение о самолюбии, что оно Вам природное, и делайте добро, уклоняясь от зла — сначала из страха Божия, а потом дойдете и до любви Божией, — а не из самолюбия, противного Богу.

(X, 274)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 292