Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Внушения врага против Руководства духовного

250. Хотя враг, по-видимому, и правду говорит тебе, что я ничего опытом не прошел, а объясняю вещи только по тому, как читал в духовных книгах: но эту мнимую бесовскую правду нужно тебе отвергать по следующим причинам.

1) Сам Господь заповедует нам испытывать Писания, глаголя во Евангелии: испытуйте Писания, яко вы мните в них имети живот вечный (ср.: Ин. 5:39). И преподобный Нил Сорский советует не делать ничего такого, на что не находим свидетельства в Священном Писании, ни в писаниях свято-отеческих, хотя бы нам это казалось и очень полезным.

2) Бесовская, по-видимому, правда вреднее самой лжи, как и самое хорошее питье, растворенное ядом, вреднее испорченной воды. Бес, как бы что ни внушал правдоподобного, внушает это с коварством, чтобы смутить и спутать человека христианина: и бесовское правдоподобное внушение растворено всегда ядом злобы и зависти. По этой причине и Апостол Павел отверг справедливые слова пытливого духа (Деян. 16:16−18).

3) Ничем вражии помыслы так не угашаются, как исповеданием оных духовному отцу. А что худшие исправляют иногда лучших себя, этому видим пример в Прологе, как обыкновенный диакон исправлял в ошибках по неведению такого святого пресвитера, коему в служении видимо предстоял Ангел Божий чистоты ради его. Правду сказать, мне не следовало бы учить лучших себя ради непотребства моего духовного; но мне жаль тебя, когда вижу, что враг тебе очень досаждает своими злыми кознями; и этой жалостью побеждаюсь и убеждаюсь объяснить тебе такие вещи, кои выше меня.

(X, 406)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 17