Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Совет матери, желавшей смерти сыну из-за его порочной жизни, верить, что Бог лучше знает, как устроить полезное, — и не смущаться

191. Что Вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше бы было для него умереть, нежели жить так, как он живет, — за это укорите себя, и с полной верой предайте и себя самую и сына Вашего воле Всеблагого и Премудрого Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует; если чью жизнь пересекает, паки благодетельствует. И вообще, по слову Святой Церкви, Господь глубиною мудрости все устраивает и полезное всем подает. И потому, для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией; а нам судьбы Божии непостижимы. Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно; но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться Вам мыслью, будто Вы одна — невольная причина теперешнего положения Вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободной волей, и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом.

(X, 595)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 184
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Обязанности Родителей к детям

V заповедь. Отцы детям должны промышлять пищу и питие, и вообще все содержание до известного времени, давать им физическое и нравственное воспитание, стараться об их здоровье, не иметь ни к кому ненависти, или больше к кому-либо из детей любви пред прочими, исправлять их недостатки, обходиться ни слишком благосклонно, ни слишком строго, ничего не щадить, чтобы сделать их умными и добрыми.

(X, 672)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 68
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Обязанность Родителей обуздывать плотские порывы детей своевременным заключением браков

Будем удерживать порывы наших детей, и то страхом, то убеждениями будем обуздывать юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Для того общий всех Господь, зная немощь человеческого естества, и установил брак, чтобы удалить нас от беззаконного смешения. Итак, не будем оставлять юношей без попечения; но, зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их браком, по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохранятся и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение, и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти и избегать наказания. — Убеждаем любовь вашу позаботиться… о целомудрии юношей. Отсюда-то рождается, можно сказать, всякое зло. Худые навыки, усиливаясь с течением времени, производят такой вред, что люди, однажды предавшись разврату, уже не могут покориться никакому убеждению, и, как пленники, влекутся туда, куда направляет их диавол. Он, наконец, управляет ими, и делает те гибельные внушения, которым юноши с удовольствием следуют, имея в виду только настоящее услаждение, и не думая о скорбях в будущем. Итак, умоляю вас, подавайте руку (помощи) детям, чтобы за их поступки и нам самим не подвергнуться наказанию. Разве не знаете, что потерпел старец Илий, не исправлявший надлежащим образом недостатки своих детей (см.: 1 Цар. 4:18)? Когда болезнь требует разреза, а врач хочет излечить ее какою-нибудь мазью, то болезнь может сделаться неизлечимой, потому что не употреблено соответствующего врачевства. Подобным образом, и тот старец вместо того, чтобы действовать на своих детей мерами, соответственными их проступкам, допускал излишнюю кротость; потому и сам вместе с ними подвергся наказанию. Бойтесь этого примера, прошу вас; имея детей, будем заботиться о воспитании их.

(I, 268)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LIX. С. 641, 643
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 518, 520

Родители не по рождению, а главное — по воспитанию

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Что награда за воспитание детей назначена не только мужьям, но и женам, послушай, как Писание во многих местах говорит и этим, и тем, и женам не меньше, чем мужьям. Павел, сказав: жена же прельстившися, в преступлении бысть, прибавил: спасется же чадородия ради (1 Тим. 2:14). То есть, ты скорбишь, говорит, о том, что первая жена подвергла тебя болезням, трудам и продолжительному чревоношению? Не скорби; не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов, сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам. Действительно, если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание. И чтобы ты знал, что не рождение делает матерью и не за это положена награда, Павел в другом месте, обращая слово ко вдове, сказал так: аще чада воспитала есть (1 Тим. 5:10); не сказал: если родила детей, но: аще воспитала. Первое есть дело природы, последнее — дело свободного произволения. Потому и здесь, сказав: спасется чадородия ради, не остановился на этом; но желая показать, что не рождение, а хорошее воспитание детей доставляет нам награду, прибавил: аще пребудут в вере и любви и во святыни с целомудрием (ср.: 1 Тим. 2:15). То есть, ты получишь великую награду, если рожденные тобою дети пребудут в вере и в любви, и в святости. Итак, если ты расположишь их к этому, если будешь увещевать, учить, советовать, то за такое попечение назначена тебе от Бога великая награда. Так, жены да не считают чуждым для себя делом попечение о детях как женского, так и мужского пола: (апостол) не различил здесь пола, но как там сказал просто: аще чада воспитала есть; так и здесь: аще пребудут в вере и любви и во святыни. Следовательно, нам нужно заботиться о детях того и другого пола, и особенно женам, потому что они больше сидят дóма. Мужей часто отвлекают и путешествия, и судебные занятия, и гражданские дела; а жена, будучи свободна от всех таких забот, удобнее может воспитывать детей, так как имеет много досуга.

(V, 303)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО I. С. 783
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 637

Особенная забота Родителей о юношах, дабы сохранить их чистыми до брака и тем создать их семейное счастье

Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как целомудрие и чистота, потому что эта особенно страсть обуревает этот возраст. Что делаем мы относительно светильников, то же будем соблюдать и по отношению к детям. Часто случается, что, когда служанка зажжет огонь, мы велим ей не подносить светильника туда, где лежит тростник, или сено, или что-нибудь подобное, чтобы незаметно для нас не упала в это вещество искра и не сожгла всего дома. Так же будем заботиться и о детях, и не станем обращать их взоры туда, где (бывают) бесчестные служанки, нескромные девицы и распутные рабыни; а если есть у нас такая служанка или соседка, или вообще другая какая этого рода девица, то прикажем и подтвердим им, чтобы они и не являлись на глаза и не вступали в разговор с юношами, чтобы попавшая отсюда искра, не воспламенила всей души дитяти и не причинила безутешного горя. Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их. Не будем водить их в театры, на пиры и попойки. Но станем беречь юношей еще более, чем дев, скрываемых во внутренних покоях. Обыкновенно, ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия, и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого (правила). А то, что делается ныне, не брак, это просто денежная сделка, торговля. Если юноша и прежде брака растлился, и после брака опять будет смотреть на чужую жену, то, скажи мне, чтó пользы от брака? Тягчайшее наказание, непростительный грех, если, имея дома у себя жену, (муж) оскверняет себя с блудницами и творит прелюбодеяние. А это бывает: и после брака бегают к любовницам, потому что прежде брака не соблюдали целомудрия. Отсюда — распри, ругательства, разорение домов и ежедневные ссоры, оттого любовь к жене ослабевает и прекращается, истощаясь в обществе блудниц. А если научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в тот дом все блага. Итак, чтобы нам и здешнее устроить хорошо, и с этим вместе получить Царство Небесное, будем заботиться и о себе самих, и о детях, особенно по отношению к этой заповеди, чтобы не прийти нам на тот духовный брак в нечистых одеждах, но с большим дерзновением насладиться честью, уготованной там достойным.

(I, 307)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО I. С. 788–789
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 642

Родители должны оберегать юношей от любострастия, дабы они были счастливы

Будем воспитывать детей с большой заботливостью и удалять юношей от всякого зла, особенно же от любострастия. Искушения этого греха сильны, и ничто так не волнует этого возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их отвсюду советами, увещаниями, страхом и угрозами. Если они одолеют эту страсть, то нескоро поддадутся и другой, напротив, будут выше и страсти к деньгам, победят и пьянство, и всячески постараются избегать бесчинства и порочных обществ; будут и родителям любезнее, и приятнее всем людям. В самом деле, кто не будет уважать скромного юношу? Кто не обнимет и не облобызает обуздавшего нечистые пожелания? Кто из самых богатых не согласится с великим удовольствием отдать за него свою дочь, хотя бы он был беднее всех? Как никто не будет столь жалок и глуп, чтобы решиться иметь зятем расточительного и развратного человека, хотя бы он был богаче всех, так никто не будет и столь безрассуден, чтобы отвергнуть и обесславить скромного и целомудренного. Итак, чтобы дети наши были и у людей в уважении, и Богу любезны, будем украшать их душу и вводить их целомудренными в брачную жизнь. Тогда потекут к ним и все земные блага, как из источников, и от Бога получат они милость, так что насладятся и настоящей, и будущей славой.

(I, 312)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО II. С. 800
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 652

Граница повиновения Родителям

Родителям Христос велит повиноваться только в том, что не противно благочестию. Святое дело — воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь…, не может Мой быти ученик (Лк. 14:2). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но, если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит.

(I, 493)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 10:34–42. С. 386
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 407

Обязанность Родителей — обуздывать плотские порывы детей; забота их о выборе учителя

Подобно пьяным, мы делаем не то, что должно: заботимся о том, чтобы у нас было больше слуг и чтобы они служили нам с великой ревностью, чтобы оставить детям своим богатое наследство, чтобы жена носила золотые украшения и драгоценные одежды, — и никогда не печемся о них самих, но только об их имуществе. В самом деле, мы не о жене печемся, а о вещах, ее украшающих, и не о детях, а об их имении, и поступаем подобно человеку, который, видя, что дом его обветшал, и стены готовы разрушиться, вместо того, чтобы поддержать их, обносит кругом его большую ограду. Так и мы поступаем. Тогда как душа наша страдает от жестокой болезни, предается гневу, злословию, безрассудным желаниям, тщеславию, возмущению, прилеплена к земле и терзается столь многими зверями, мы, не заботясь об избавлении ее от страстей, печемся о доме и о слугах. Если откуда тайно убежит медведица, то мы запираем домы, прячемся, чтобы не встретиться с нею; а тут, несмотря на то, что не один зверь, но множество их, то есть, нечистые помыслы, терзают душу нашу, мы даже и не чувствуем их. Оттого-то все и приходит в беспорядок, повсюду возмущение, и внутри, и вне нас, и каждый из нас весьма похож на зверя…
Подлинно, и люди бывают хуже зверей, — зверей необузданных, живущих в пустыне. Таковы бывают, по большей части, юноши. Преданные свирепым страстям, они скачут и прыгают, необузданно носясь всюду и нимало не заботясь о должном. А виноваты в этом их отцы. Своих конюхов они заставляют укрощать лошадей с великим тщанием, и не позволяют долгое время молодым коням оставаться неукрощенными, но в самом начале обуздывают их, а на детей своих долгое время смотрят равнодушно, когда они живут необузданно, не имея целомудрия, бесчестят себя, предаваясь любодеянию, играм, посещая бесчестные зрелища, — тогда как для предупреждения любодеяния надлежало бы соединить сына брачным союзом с женой целомудренной и мудрой; она удержит мужа от безрассудного образа жизни и обуздает его. Блуд и прелюбодеяние оттого и происходят, что юношам дают свободу. Если бы он имел разумную жену, то стал бы заботиться о доме, о славе и чести. Но ты скажешь: он еще молод. И я знаю это… Но что мне делать? Вы не только не хотите позаботиться о их целомудрии, но смотрите равнодушно, когда они бесчестят, оскверняют себя и предаются различным порокам, не зная того, что польза брака зависит от чистоты тела, и что если чистота тела не сохранена до брака, то от него нет уже никакой пользы. А у вас бывает противное. Когда дети ваши уже осквернят себя бесчисленными пороками, тогда соединяете их узами брака, но уже тщетно и напрасно. Но вы говорите: надобно подождать времени, когда сын станет знаменитым и прославит себя делами государственными, а о душе нимало не печетесь, но равнодушно смотрите на ее падение; от того-то у нас во всем такое смешение, расстройство и беспорядок, что мы не заботимся о душе, пренебрегаем необходимым, и все попечение обращаем на дела маловажные. Неужели ты не знаешь, что ничем лучше не можешь облагодетельствовать сына своего, как сохранив его от нечистоты блуда? Ведь, ничего нет драгоценнее души: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16:26)
Но любовь к богатству превратила и ниспровергла все, и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. Потому-то мы и не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам, а те своим, и так далее; и, таким образом, мы только передаем свое имущество другим, а не обладаем им сами. Участь детей наших хуже даже скотов: об ослах и лошадях мы более заботимся, нежели о детях. Если кто имеет лошадь, то всячески старается найти лучшего конюха, который бы был честен, не вор, не пьяница, и знал свое дело. Если же нам нужно дать наставника сыну, то мы просто, без всякого выбора, берем кого случится. А между тем, нет ничего труднее искусства воспитания. В самом деле, какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы об этом нимало не заботимся, а обращаем внимание только на то, чтобы ученик выучился получать большие деньги.

(I, 557)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 18:7–14. С. 615–617
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Нельзя сказать, лучше ли детям быть при Родителях

  1. Вы думаете, сыну Вашему полезнее всегда быть при Вас, — но кто это знает? И при Вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках — сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети Ваши, с Вами ли, или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери.
(X, 269)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 264