Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Разбойник благоразумный, и получив рай, висел на руках, страдая тяжко

  1. Нудится Царство Небесное и нуждницы восхищают оное. Разбойнику и после слов Спасителя: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43), перебили голени, и он висел на одних руках, страдая несколько часов, а часы висения на руках с перебитыми ногами были не легки, как это всякий понять может.
(X, 375)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 145
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Его вера — пример нам

Диавол изгнал Адама (из рая), Христос ввел разбойника. Смотри на различие. Тот изгнал человека, не имевшего (другого) греха, кроме пятна непослушания, а Христос ввел в рай разбойника, обремененного бесчисленными грехами. Но то ли только удивительно, что ввел в рай разбойника, и ничего нет другого? Можно указать и на другое, большее. Не только ввел разбойника, но (ввел) прежде всех, даже прежде апостолов, чтобы никто после этого не отрицал входа (в рай), не отчаивался в своем спасении, видя, что сделавший бесчисленные грехи обитает в царских чертогах. Но посмотрим, не показал ли разбойник трудов, подвигов и плодов? И этого нельзя сказать; напротив, за одно слово, за одну веру вошел он в рай прежде апостолов, чтобы ты знал, что не столько значила его праведность, сколько все совершило человеколюбие Божие. Что сказал разбойник? Что сделал? Постился? Плакал? Сокрушался? Каялся долгое время? Нисколько; он получил спасение на самом кресте, после (своих) слов. Вот, как скоро: с креста на небо; от осуждения к спасению! Какие же те слова? Почему они имеют такую силу, что принесли ему столько благ? Помяни мя, сказал, во Царствии Твоем (ср.: Лк. 23:42)… Это необычайно и изумительно! Видишь Крест — и вспоминаешь о Царстве? Что ты видишь достойного Царства? Человека распятого, заушаемого, осмеиваемого, поносимого, оплевываемого, бичуемого. Достойно ли это Царства, скажи мне? Видишь ли, что он (разбойник) смотрел очами веры и судил не по внешности? Поэтому и Бог признал эти слова не пустыми, но как тот разбойник усмотрел божество, так и Бог видел сердце разбойника и сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). [Не якоже прегрешение, тако и дар (Рим. 5:15)].

(I, 296)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Восемь слов на Книгу Бытия
    СЛОВО VII. Почему дерево называется деревом познания добра и зла, и о том, что значат слова: «днесь со Мною будеши в раи» (Быт. 2:9; Лк. 23:43) С. 766
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 613