Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при неудачах, и благодарить Бога

  1. Всегда радуйтеся, о всем благодарите: сия бо есть воля Божия (ср.: 1 Фес. 5:16−18). Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся (Пс. 76:4).
(X, 371)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 133

Радость доступна и согрешившим, при готовности их к покаянию

104. Вы пишете, что имели друга [письмо Француженке], который умер от чахотки. Вас теперь мучат различные помыслы, сомнения и недоумения: не были ли Вы причиной его смерти, ибо мучили его своими письмами, на кои он не отвечал. На это я Вам скажу, человека письмами уморить нельзя. А что он не отвечал Вам, на это может быть очень простая причина: или не хотел Вас огорчить известием о своей болезни, или надеялся скоро выздороветь, и тогда Вам отписать, как все чахоточные думают и питают такую надежду. Еще пишете: не понес ли он наказание за свою вину? Если у Вас вина была общая, то Вам следует принести и покаяние, и молиться милосердому Господу, чтобы Он простил эту вину и Вам, и другу Вашему, ибо Сын Божий во плоти пришел на землю для того, чтобы призвать не праведников, но грешников на покаяние.

— Пишете также, что «хотя все страдаю, но друга моего забыть не могу». Так бывает со всеми, когда кто любит другого любовью не по Богу, а любовью человеческой. Впрочем, если Вы будете поминать друга своего, как выше сказано, то есть с мыслью покаяния пред Богом, тогда такое памятование будет полезно ему и Вам… Но Вы пишете, будто бы настоящая Ваша должность препятствует такому настроению духа, так как она требует здоровья и веселости. Ни внешняя веселость, ни телесное здоровье не могут препятствовать мысли покаяния, которое, хотя и требует внутреннего и духовного сетования, но это сетование может растворяться некоторой радостью, как пишет Апостол Павел: Ко всем долготерпите, всегда радуйтесь, непрестанно молитесь и о всем благодарите. Сия бо есть воля Божия (1 Фес. 5:14, 16−18). Слово Апостола показывает, что не одни праведные, но и согрешившие могут радоваться, в некоторой степени, при той мысли, что Милосердый Господь даровал им средство к получению милости Божией вечной; и это средство состоит в искреннем раскаянии и в посильном исправлении своей жизни.

(X, 540)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 129
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Господь дает Радость среди скорбей

Если будет благоволить к нам Бог, тогда все будет для нас удобно и легко, и ничто не сможет опечалить нас в настоящей жизни, хотя бы и казалось что-нибудь прискорбным. Таков преизбыток Его могущества, что Он, когда благоволит, обращает и самые печали в радости. Так и Павел, среди скорбей, радовался и веселился, окрыляемый ожиданием уготованных ему наград. Потому и пророк сказал: в скорби распространил мя еси (Пс. 4:2), вразумляя нас, что Бог и в самых бедствиях даровал ему наслаждаться безопасностью и спокойствием. Такого имея Владыку, столь могущественного, столь благопромыслительного и премудрого, столь человеколюбивого; приложим свое усердие и будем иметь великое попечение о добродетели.

(I, 262)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LVII. С. 624
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 506
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Считать себя хуже всех — от сего мир и Радость

119. Мне кажется, хорошо бы на всех глядеть и видеть в них хорошую сторону спасающихся, а не укоризненным мнением; а себя считать последнейшими всех, то был бы мир и радость в душах ваших; убегая видения и слуха о чужих немощах, более стяжем любви и смирения.

(X, 134)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 304

Мы сотворены для Радости, но чрез гордость отравляем дни

  1. Господь сотворил нас не на плач, но на радость, но мы сами причиной, что отравляем гордостью дни жизни нашей. Призывай помощь Божию, познавай свою немощь; и, хотя не можешь одолеть сама собою какой-либо страсти, то, видя свою немощь, смирись и успокоишься, а не надобно смущаться и отчаиваться; отчаяние есть плод гордости.
(X, 150)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 504–505
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Радость духовная для передачи ее другим

Духовная радость проникала старца настолько, что его никогда не видали печальным или унывающим, — и это радостное настроение духа он старался передавать и другим.

(X, 740)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Житие преподобного Серафима Саровского
    С. 9

Радость как свойство благодатного состояния

— Что же еще Вы чувствуете? — Необыкновенную радость во всем моем сердце! — И батюшка о. Серафим продолжал: Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченной радостью, ибо Дух Божий радостно творит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: В мире скорбни будете, но егда узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас (ср.: Ин. 16:22). Но, как бы ни была утешительна радость эта, которую Вы теперь чувствуете в сердце своем, все-таки она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего Апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша благая, яже уготова Бог любящим Его (ср.: 1 Кор. 2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и, если от них так сладко, хорошо и весело в душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована там, на небесах, плачущим здесь, на земле?!

(X, 764)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 331–333