Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Рабство, как следствие греха, уничтожено Иисусом Христом

Если мы будем внимательны, то все, появившееся в жизни за грехи наших прародителей, нисколько не сможет повредить нам, а останется одним только названием. Так, первый человек за преступление подвергся осуждению смерти и положил начало жизни в печалях и трудах, а Хам ввел рабство. Но пришедший (на землю) Господь Христос сделал, что все это будет только одним названием, если мы захотим того. В самом деле, и теперь уже смерть не смерть, но только носит название смерти, а лучше сказать, и самое название ее уничтожено: мы уже не называем ее и смертью, но успокоением и сном. Так Сам Христос сказал: Лазарь друг наш успе (Ин. 11:11); и Павел в послании к Солунянам говорит: не хощу вас, братие, не ведети о умерших (об усопших — κεκοιμημένων (ср.:1 Сол. 4:13)). Подобным образом и рабство теперь одно имя: раб тот, кто делает грех. А что Христос, пришедши на землю уничтожил и это (рабство) и оставил одно только имя его, или — лучше сказать — уничтожил и самое имя, об этом послушай Павла, который говорит: имущии же верных господий да не нерадят о них, понеже братия суть (1 Тим. 6:2). Видишь, как добродетель лишь только явилась, то и привела в братское сродство тех, которые дотоле связаны были именем рабства.

(I, 152)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIX. С. 308
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 270
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Любовь о. Серафима к крепостным и урок его гордой помещице

Однажды, приехала в Саров помещица с своей крепостной девушкой, и они обе отправились в келию преподобного Серафима. Старец принял их и, благословив обеих, спросил помещицу: — А это кто такая с Вами пришла ко мне?

— Это моя крепостная девка. Преподобный Серафим молча посмотрел на помещицу и, обратившись к девушке, начал говорить с ней. Помещица несколько раз прерывала разговор старца. Наконец, он снова повторил свой вопрос: — Это кто же такая девица с Вами? — Это моя крепостная девка, — повторила помещица. Тогда Старец сказал: — Нет, это не девка, а девица, и не только такой же человек, как мы с Вами, но и лучше нас, ибо у нее чистая душа и доброе сердце. — И потом снова обратился к девушке, отечески благословил ее и сказал: — Господь над тобою, мое сокровище!

(X, 824)
Источники:
  • Преподобный Серафим Саровский, чудотворец / Сост. свящ. К. Ивановский. — 2-е изд., испр. и доп. — С.-Петербург : Училищ. совет при Святейш. Синоде, 1912.
    С. 83-84