Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Прогресс нравственный всегда был, есть и будет, но не всеобщий, а в частных людях, кои будут и пред кончиной мира

82. В письме своем, от 18 января передали Вы мне следующий вопрос от Вашего сына: «По Евангелию, общество людей пред концем мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечеству, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате пред концем мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?» — В письме же от 24 марта передали Вы этот же вопрос несколько иначе: «Обязанность христианина — делать добро и стараться, чтобы это добро торжествовало над злом. При конце мира, в Евангелии говорится, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом, и что зло в конце восторжествует?» — Скажите Вашему сыну: зло уже побеждено, — побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божиим Иисусом Христом… Теперь всем верующим христианам дается в таинстве Крещения сила попирать зло (см.: Лк. 10:19) и творить добро, при посредстве исполнения Евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних нерадящих о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам. Хотеть же своими силами побеждать зло, — которое уже побеждено пришествием Спасителя, — показывает непонимание христианских таинств Православной Церкви, и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как Сам Господь ясно говорит: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). — Вы пишете: «в Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром». В Евангелии этого нигде не сказано, а говорится только, что в последнее время умалится вера (см.: Лк. 18:8), и за умножение беззакония изсякнет любы многих (Мф. 24:12). А апостол Павел говорит, что пред Вторым Пришествием Спасителя явится человек беззакония; сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемого Бога (2 Сол. 2:3‒4), то есть Антихрист. Но, тут же сказано, что Господь Иисус убиет его духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего (2 Сол. 2:8). Где же тут торжество зла над добром? И вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное.

С другой стороны, несправедливо и то, будто человечество на земле постоянно совершенствуется. Прогресс или улучшение есть только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни, например, мы пользуемся железными дорогами и телеграфами, коих прежде не было; выкапывается каменный уголь, который скрывался в недрах земных и т.п. … В христианско-нравственном же отношении всеобщего прогресса нет. Во все времена были люди, кои достигали высокого нравственного христианского совершенства, руководствуясь истинной верой Христовой… Такие люди будут и во время антихристово, которое их ради и сократится, по сказанному: избранных ради прекратятся дние оны (ср.: Мф. 24:22). И опять: во все времена были люди, кои предавались различным порокам и беззакониям, или впадали в различные ереси и заблуждения, увлекаясь лжеименным разумом (1 Тим. 6:20) и умствуя по земным началам. После этого, есть ли хоть малейшие признаки всеобщего нравственного совершенствования на земле? Нравственное совершенство на земле (несовершенное) достигается не всем человечеством в совокупности, а каждым верующим в частности, по мере исполнения заповедей Божиих и по мере смирения. Конечное же и совершенное совершенство достигается на небе, в будущей бесконечной жизни, к коей кратковременная земная жизнь человеческая служит лишь приготовлением, подобно тому, как годы, проведенные юношей в учебном заведении, служат приготовлением к будущей его практической деятельности (ср.: 2 Пет. 3:13). Без будущей блаженной бесконечной жизни земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.

(X, 521)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 96‒99