Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Приготовление к Причащению

Размышляй о приобщении этой Страшной Трапезы, о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе его, и о том, какая требуется от приступающего душа, свободная от всякой скверны и нечистоты, и изгнавшая из себя беззаконные помыслы, чтобы, таким образом, приготовив и, по возможности, очистив себя в течение этих дней, могли и мы быть участниками в этом наслаждении (Святыми Тайнами), и удостоиться тех неизреченных благ, которые Бог обещал любящим Его.

(I, 124)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIV. С. 240
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 220
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Приготовление к Причастию: хорошо прочитать правило, но главное — стяжать дух правый, при нем достаточна и молитва мытаря

Многие вычитывают правило к причащению, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин: если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе (1 Кор. 4:20). Хорошо послушание во всем Матери-Церкви, но с благоразумием, и, если возможно, могий вместити — продолжительную молитву да вместит (см.: Мф. 19:12). Но не вси вмещают словесе сего (Мф. 19:11); если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

(X, 1066)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 787, 788
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Приготовление к Причастию иногда кажется недостаточным, но это не должно смущать, ибо достойно приступать не можем

  1. Замечаю, что ты во время приготовления к таинству Причащения, то есть во время говения, находилась в смущении о том, что дурно приготовлялась, мало молилась, рассеянно говела, и смеешь ли, так дурно приготовившись, приступать к Страшному Таинству? Ты не принесла ни одной усердной молитвы, ни одного доброго дела, и покаяние твое так холодно и небрежно… — Ты не видишь, что смущение это происходит от сопротивного, и с оным ты никогда не можешь быть мирна. Ты думала, что как хорошо приготовишься, то уже и достойно можешь приступить? Но это ошибочно; как бы мы ни приготовлялись, а все не можем достойно приступать. Только сознание нашего недостоинства, сердце сокрушенно и смиренно приемлет Бог, и по неизреченной Своей благости и милосердию удостоивает сего великого Таинства. Я уверен, что ты истинно желала приготовить себя к оному, но тут вмешивалось и самонадеяние; и, не видя себя в силах исполнить то или другое, не смирилась в своей немощи; то враг и нападал на тебя смущением, а в оном нет ни покаяния, ни смирения, ни спокойствия.
(X, 308)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 482–483

Приготовление к смерти: его один Бог может оценить, Коему дороги не заслуги, а смирение

  1. Ваша болезнь Вас устрашает, Вы боитесь, что так мало приготовились; можем ли мы сами собой познать наше приуготовление и дать оному цену? Один Бог это знает и ценит; пример мытаря и фарисея явно cиe показывает: первый в своей греховности искал только милости Божией — и получил оправдание; а последний, с своими заслугами, не получил оправдания, равного с ним. Помните, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Смирение и одно много прощает нам согрешений; ищите оправдания в заслугах Спасителя нашего, в Его милосердии и смирении.
(X, 329)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 683