Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Причащение возможно только после примирения

  1. Окрадение вражие и не совсем мирное чувство к другим было причиной того, что ты в последний раз приобщалась с такими рассеянными и развлеченными чувствами, как никогда, по твоим словам, не приобщалась: Церковь Православная повелевает приступать к приобщению с чувствами мирными, чуждыми всякого сетования и недовольства на других, как читаем в начале молитв ко Святому Причащению: первее примирися тя опечалившим, таже (то есть потом) дерзая таинственное брашно яждь.
(X, 408)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 19

Причащение в болезни может быть частым

  1. Ты в болезни приобщалась Святых Таин Христовых каждую неделю, и сомневаешься, не часто ли? В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Таин и чаще. Нисколько не сомневайся в этом.
(X, 466)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 110

Причащение при болезни — на дому

  1. Если N не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Таин в келии, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных.
(X, 474)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 127–128

Когда тягостное чувство после него, это — или враг окрал душу, или ради вразумления

  1. Еще спрашиваете меня: отчего после исповеди N получил облегчение, а после приобщения Святых Таин — тягостное чувство? Судьбы Божии неисповедимы. Одно лишь известно, что Господь все устрояет к нашему смирению, ради коего изливает на людей Свою милость. Впрочем, думаю, что, может быть, N, получив облегчение душевное после исповеди, ожидал получить после приобщения Святых Таин утешение духовное, вопреки евангельскому слову, что Царствие Божие не приходит с соблюдением (ср.: Лк.: 17:20); потому и получил противное чувство ради вразумления; или, может быть, злохитрый враг перед Причащением или вскоре после оного, окрал душу памятозлобием, негодованием и обвинением кого-либо, или каким-либо человеческим и неблаговременным словом.
(X, 553)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 139

Сколько раз в год приступать к Причащению

  1. По заповеди церковной, православные христиане должны приобщаться Святых Таин во все четыре поста; а однажды в год приобщаются только очень-очень озабоченные житейскими делами и недосугом великим. Вам же, советовал бы я, приобщаться кроме постов и в большие промежутки, как, например, между Успенским и Рождественским постом.
(X, 596)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 185
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Приготовление к Причащению

Размышляй о приобщении этой Страшной Трапезы, о блеске исходящего отсюда огня и опаляющей силе его, и о том, какая требуется от приступающего душа, свободная от всякой скверны и нечистоты, и изгнавшая из себя беззаконные помыслы, чтобы, таким образом, приготовив и, по возможности, очистив себя в течение этих дней, могли и мы быть участниками в этом наслаждении (Святыми Тайнами), и удостоиться тех неизреченных благ, которые Бог обещал любящим Его.

(I, 124)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIV. С. 240
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 220

Христос преподал Причащение только Своим ученикам

Действия этого Таинства совершаются не человеческой силой. Тот, Кто совершил их тогда, на той Вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет Дары Сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, тот пусть удалится: Трапеза не допускает тех, которые не таковы. Со ученики Моими, говорит Христос, сотворю пасху (см.: Мф. 26:18). Это та же самая Трапеза, которую предлагал Христос, и ничем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает Сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсюда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих, — это именно место есть гора Елеонская.

(I, 628)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:26–35. С. 827
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 744

Не допускать к Причащению недостойных — наставление иереям

Это говорю вам, которые приобщаете других. Нужно побеседовать и с вами, чтобы вы со многим тщанием разделяли эти Дары. Не малое наказание ожидает вас, если вы, признавши кого-либо нечестивым, позволите причаститься этой Трапезы. Кровь Его взыщется от рук ваших. Хотя бы кто был полководец, хотя бы высший начальник, хотя бы сам царь, носящий диадему, но, если приступает недостойно, то запрети ему: ты имеешь более власти, нежели он. Если бы тебе поручено было сохранять в чистоте источник воды для стада, и ты увидел овцу, имеющую на устах много грязи, то не позволил бы ей наклониться и возмутить источник. Но теперь вручен тебе источник не воды, а Крови и Духа, — и ты, видя некоторых, имеющих грех, который хуже земли и грязи, и приступающих к этому источнику, не вознегодуешь, не воспрепятствуешь? Какое ты можешь получить прощение? Для того Бог удостоил вас этой чести, чтобы вы разбирали такие дела. В этом состоит ваше достоинство, ваша важность, ваш венец, а не в том, чтобы вы облекались в белую и блистательную одежду. Но как, скажешь, я могу знать того и другого? — Я говорю не о неизвестных, но об известных людях. Скажу нечто более страшное: не столько опасно приступать к этому таинству бесноватым, сколько тем, которые, как говорит Павел, попирают Христа, Кровь завета не почитают за святыню и ругаются над благодатью Духа (см.: Евр. 10:29). Никто не должен приобщаться, если он не из числа учеников Христовых. Никто не должен принимать Дары, подобно Иуде, чтобы не потерпеть участь Иуды. Это собрание верующих есть также тело Христово. Поэтому ты, служитель таинств, смотри, чтобы тебе не раздражить Владыку, если не будешь очищать это тело; смотри, чтобы не дать меча, вместо пищи. Но, хотя бы кто и по неразумию пришел для причащения, воспрети ему, — не бойся. Бойся Бога, а не человека. Если будешь бояться человека, то от Бога будешь уничижен; а если будешь бояться Бога, то и от людей почитаем. Если ты сам не смеешь, то приведи ко мне: я не позволю этой дерзости. Скорее предам душу свою, нежели причащу Крови Господней недостойного; скорее пролью собственную кровь, нежели причащу столь страшной Крови того, кого не должно. Если же кто после многих испытаний не найдет недостойного, то не будет виновен. Это сказано мной об известных людях. Если мы исправим этих, то Бог и неизвестных скоро соделает нам известными. Если же мы оставим без внимания известных нам, то для чего Ему делать других нам известными? Это говорю я не для того, чтобы мы только удаляли и отсекали, но для того, чтобы мы исправляли и возвращали их, чтобы имели попечение об них. Таким образом, мы и Бога умилостивим, и найдем много достойных причастников, и получим за свое старание и попечение о других великую награду.

(I, 629)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 26:26–35. С. 828–829
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 745
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Оскудение в нас благодати Божией без Причащения

Прежде всего, благодарю Господа, что Он призвал меня к служению Божественной Литургии в этом храме; ибо, не совершая уже 5 дней Бескровной Жертвы и не причащаясь Божественного брашна, я чувствую оскудение в себе благодати Божией. Чего я хотел, то и получил. Литургия совершена; Божественное брашно уготовано, я удостоился вкусить Таинственной вечери. Слава Тебе, Господи, о мне тако благоволившему!

(X, 900)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 325

Исцеление души и тела чрез Причащение

Наши души тотчас исцеляются, когда мы с верою, в покаянии, призовем всеспасительное имя Иисуса Христа, или когда мы вкусим Пречистого Тела и Крови Спасителя: какая вдруг жизнь, сладость, тишина разольются в душе и теле по приобщении Святых Таин! Течение греховных помыслов и страстей мгновенно останавливается; место их заступают помыслы святые, небесные; душа вся делается здравою, — и радостно славит Господа-Жизнодавца.

(X, 917)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 627, 628

Вкушение нами мира и жизни после Причащения есть величайшее чудо Христа

Цени по достоянию величайшее чудо Иисуса Христа, Сына Бога Живого, являемое в причащении с верою Его Божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение и оживотворение твоего сердца, умерщвленного грехом, столь явное после предшествующего часто причащению сердечного беспокойства и духовной смерти. От привычки не почитай его никогда за нечто обыкновенное и маловажное: такие мысли и расположения сердца навлекают на тебя гнев Господень, и ты не будешь после причащения вкушать мира и жизни.

(X, 938)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 81

Приступая к Причащению не иметь и малой неприязни, ибо враг здесь искру превращает в пламя

Крайне нужно беречься, особенно во время причащения Святых Таин, неприязни к кому-нибудь, огорчения, злобы, чтобы не оскорбить благости Господней… При Святой Чаше Тела и Крови Господней, да и вообще при совершении службы Богу, враг бесплотный одну искру негодования и гнева может превратить в пламя всепожирающее. А сколько у нас склонности к нетерпению, раздражению, злобе при малейшей неисправности или опрометчивости ближнего, совсем не злонамеренной, а вообще обычной и свойственной человеку.

(X, 1081)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 89

Причащение особенно дорого пред смертью

О, какую сладость, какой мир разливает во мне достойное принятие Животворящих Таин! Я молю тогда Бога, чтобы Он сподобил меня пред кончиною моею причаститься Их умиленною душею и сокрушенным, детски-верующим сердцем, чтобы, аще и пойду посреде сени смертныя, не бояться мне с моим Господом никакого зла (ср.: Пс. 22:4).

(X, 1140)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 116

Причащение делает нас здоровыми, мирными, обновленными

Причащение Святых Таин в каждую литургию нас делает здоровыми, мирными, обновленными. Сколько сокрыто величайших дарований в литургии! Благодарим Господа, оживляющего нас Своими чудными Тайнами! Христиане православные! боготворите литургию, боготворящую нас, по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день.

(X, 1151)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 66

Причащение воссозидает и новотворит

Каждый день Господь воссозидает и новотворит меня чрез служение литургии и причащение Святых Животворящих Таин; я вижу, чувствую, ощущаю это Божественное чудо и благодарю Творца и Воссоздателя моего, «новую тварь меня возсозидающего», исцеляющего, умиротворяющего. Что я принесу, или что воздам Тебе, Господи? Ничего у меня нет своего доброго, все — Твое. Научи меня горячо любить Тебя, Господи, Боже мой.

(X, 1158)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 153

Частое и даже ежедневное Причащение с искренним испытанием себя ведет к совершенству христианскому: неразумие отрицающих это

Если Господь есть Истинный Хлеб, то мы должны желать этого Хлеба не только раз в год, но, по возможности, каждый месяц, каждую седмицу, даже каждый день. Почему так? Потому, что это — Хлеб насущный для нас, для нашей души, а так как хлеб насущный нужен нам каждый день, то и в небесной пище — в Теле и Крови Христовых мы нуждаемся так же каждый день. Поэтому и в молитве Господней мы молимся: хлеб наш насущный даждь нам днесь… Если мы принимаем каждый день обыкновенный хлеб, то кто же запретит нам вкушать Божественный Хлеб?… Блаженны те, кто часто с искренним покаянием и искренним испытанием самих себя приступают ко Святому Причащению! Таковые могут совершенствоваться день ото дня, могут приходить в сознавание своей греховности и остаток настоящей жизни употреблять на то, на что он дан нам милосердием Божиим, — на очищение и уврачевание себя чрез покаяние и веру от всех грехов… Я не говорю, что нужно причащаться всем, кто только находится в храме, нет, а тем, кои готовятся к этому; тогда и другие беспечные, нерадивые к вере, церкви и спасению души, глядя на них, проникаются чувствами благоговения к Богу и Его святому Храму. И слава Богу, что в этом святом Храме есть среди вас причастники, часто приступающие к столь великой Святыне и обретающие в Ней утешение для души и здравие для тела… Вы блаженны, хотя многие и побранивают меня за это, но неразумные, вроде тех, кои проповедуют, что кто много причащается, тот с ума сойдет. Я счел нужным то сказать, оберегая чистоту Христова Евангелия, дабы предостеречь вас от этих лиц, не вкусивших и не выразумевших неисповедимого богатства благодати Божией, заключающейся в дарованном нам величайшем Таинстве.

(X, 1165)
Источники:
  • Новые грозные слова отца Иоанна (Кронштадтского) "О страшном поистине суде божием, грядущем и приближающемся": 1906-1907 г. - С.-Петербург: Н.И. Большаков, [1908].
    С. 27, 28, 29, 30

Успокоение и наслаждение от Чаши Господней иногда тут же сменяются огненным искушением и скорбью врага

Иногда только лишь насладишься Господом, а враг вскоре же после того или сам, или чрез людей нанесет тебе крайнюю скорбь. Таков удел работающих в этой жизни Господу. Например, ты успокоился и возвеселился у Чаши Господней, и иногда тотчас после службы встречает тебя огненное искушение, с ним и скорбь; даже у самой Чаши враг делает тебе козни и смущает тебя разными помыслами, и не хочешь, да борись, и хотел бы долго-долго опочить с Господом, да враги не дают. Пока в нас страсти будут действовать, пока ветхий человек в нас будет жить и не умрет, до тех пор нам придется много скорбеть от различных искушений в жизни, от борьбы ветхого человека с новым.

(X, 961)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 202, 203
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Пред Причащением остерегаться помыслов тщеславия и боязни

Когда приступаешь к Божественной Трапезе и ощущаешь умиление и слезы, то, конечно, это есть посещение Божие; потому-то надобно приступать со страхом, верой и любовью, и опасаться принимать помыслы тщеславия и отвергать боязнь, что будет в это время страстное движение; от самого сего страха оно и может случиться; однако, и на это есть покаяние со смирением; когда в нас есть залог самосознания и смирения, то не можем пострадать ни [от] чего подобного; а когда с наблюдением (Лк. 17:20) ищем в себе чего-то высокого, утешительного и увлекаемся тщеславием, то отъемлется утешение и умиление, а освящение не отъемлется.

(X, 18)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 167

Пред Причащением враг более нападает на нас

  1. Что ты бываешь более борима страстьми, когда готовишься к Святому Причастию, этому нельзя удивляться. Всегда, когда мы принимаем противу врага какое оружие, то и он на нас более вооружается; а мы, видя немощь нашу, более будем стяжевать смирение.
(X, 194)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 269

Холодность при Причащении да приводит к смирению, а не смущению

  1. За неимение чувств во время причащения не смущайся, но смиряйся, будут и чувства: оныя даруются смиренным, и когда мы себя совершенно осудим, не опираясь отнюдь на свое достоинство.
(X, 203)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 349

При Причащении мысль о недостоинстве не должна смущать, ибо в молитвах ко Причастию говорится, что мы недостойны

  1. Упоминая о причащении Святых Таин, говорите: «но если на мое окаянство назрит Господь, то едва ли и когда-нибудь буду я допущен к Причащению от Источника бессмертия. Увы мне! Раб лукавый и ленивый есмь»… Ежели бы вы подумали, или сказали, что достойно причащаетесь сей святыни; то уж и было бы знаком недостоинства вашего. Святые и великие духоносные мужи Василий Великий и Иоанн Златоуст в молитвах говорят о себе, — первый: вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистого Твоего Тела и Честныя Твоея Крове (см.: молитва 5-ая Последования ко святому Причащению). А вторый: несмь доволен, Владыко Господи, да внидеши под кров души моея (см.: молитва 2-ая Последования ко святому Причащению). Когда таковые светильники мыслили о себе столь смиренно, то, как же нам не смирить себя и не считать недостойными сего дара? И когда мы сами себя осуждаем, каемся о наших грехах и приступаем с верой, страхом и смирением к сей величайшей святыне, то силен Господь потребить и огнем Божества попалить все грехи наши и очистить нашу душу от всякия скверны, ибо Он пришел не праведников, но грешников спасти.
(X, 243)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 17

Нельзя укорять, если пред смертью не пожелал кто принять Причащение (пример юродивого)

  1. Господу угодно было призвать к Себе из плачевной сей юдоли многопочитаемого нами и многими, раба Своего Василия Петровича [Брагузин, лифляндский уроженец, Христа ради юродивый… Проживал то в г. Орле, то в уезде, у разных благочестивых лиц; посещал обители иноческие, особенно любил Оптину пустынь и находился в близком духовном общении со старцами: иеросхимонахом Леонидом и отцем Макарием, а братии приносил большую пользу увещаниями, обличениями, наставлениями, предсказаниями и утешениями… Скончался 15.1.1851 года и погребен при довольном стечении народа. Стяжал еще при жизни дар прозорливости, посредством коего различно помогал нуждающимся: слова его ни для кого не походили даром, обличая одного и вспомоществуя другому]… Он истинно распялся миру, и себе мир распял, и поругался ему. Жизнь его была страдальческая и труженическая. А что он не захотел при последнем времени сообщиться Святых Таин, то для нас это непостижимо: как путей жизни его никто не постигал, так и сие нам неизвестно; может быть, он и удостоен сего дара! — Мы веруем, что душа его во благих водворится, но все считаем долгом молить Господа о упокоении души его при Бескровной Жертве и на чтении Псалтири.
(X, 250)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 72–75

Приступать к Причащению лучше в Посты

  1. Пишете, что Вы приобщаетесь Святых Таин чрез каждые шесть недель. Ежели так благословил Вам отец Ваш духовный, то продолжайте по его назначению; ежели же Вы сами себе так назначили, то советую Вам лучше приобщаться Святых Таин в посты: в Великий — дважды, в Петров и Успенский — по одному разу, в Рождественский — смотря по вашим обстоятельствам, раз, можно и дважды. Так приобщаться приличнее, чтобы Ваша особенность не бросалась в глаза другим, и Вы не увлекались бы такой гордостью.
(X, 335а)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 735
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Пред Причащением иногда нападает страх: размышление во отгнание его

«Если бы мы и весь океан наполнили нашими слезами, то и тогда не могли бы удовлетворить Господа за то, чтό Он изливает на нас туне, и питает нас Пречистой Своей Кровью и Телом, кои нас омывают, очищают, оживотворяют и воскрешают. Итак, приступи без сомнения и не смущайся; но веруй только, что это есть истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, кои даются нам во исцеление всех наших греховных струпов» — [Так говорил о. Серафим одному брату, когда на него пред Причащением напал страх за грехи].

(X, 817)
Источники:
  • Иоасаф (Тихонов Иван Тихонович; игумен Вологодского Павлова Обнорского мон.; 1801-1884). Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни [Текст]. - Изд. 3-е. - С.-Петербург : Тип. и литогр. кн. В. В. Оболенскаго, 1877.
    С. 153

Приступать к Причащению чаще и при недостоинстве, лишь бы в смирении, ибо благодать его велика

В записках протоиерея о. Василия Садовского помещены последние посещения его батюшки о. Серафима… Приобщаться Святых Христовых Животворящих Таин заповедую им, батюшка, во все четыре поста и двунадесятые праздники, даже велю и в большие праздничные дни; чем чаще, тем и лучше. Ты, духовный отец их, не возбраняй, сказываю тебе, ибо благодать, даруемая нам приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь бы в смиренном токмо сознании всегреховности своей приступить к Господу, искупляющему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, и будет очищаться, батюшка, благодатию Христовою, все более и более светлеет, совсем просветлеет и спасется! Вот, батюшка, ты им духовный отец, и все это я тебе говорю, чтобы ты знал…

(X, 860)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 460, 463