Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

С людьми презорного нрава лучше не иметь общения, а за них молиться

66. Смотрю, как несчастная, любимая Вами, носится в исступительном духе своего презорного нрава, страдая от безумия… По долгу христианскому, Вы можете ей помочь молитвой, милостыней и поминовением на проскомидии, когда бываете в церкви, но не обращением Вашим с ней, которое, увлеченная духом своенравия отвергает и до времени принять не может. Мы из всякого предмета и случая должны вразумляться и научаться истинной кротости и смирению.

(X, 725)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 626–627
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Презрение к брату чрез оскорбительное слово

Иже аще речет брату своему: уроде, повинен будет геенне огненней (ср.: Мф. 5:22)… Некоторые полагают, что это сказано скорее гиперболически. Но, разве ты не знаешь, что большая часть грехов и наказаний происходит от слов? Чрез слова происходят хулы, чрез слова — отречение от Бога, ругательства, обиды, клятвопреступления, лжесвидетельства и убийства. Итак, не смотри на то, что тут только одно слово, но разбери, не влечет ли оно за собою великой опасности. Или не знаешь, что во время ссоры, когда возгорается гнев и душа воспламеняется, и самая ничтожная мелочь представляется чем-то великим, и не очень обидное слово кажется нестерпимым? Такие мелочи весьма часто порождают убийства и разрушают целые города. Как дружба и тяжкое делает легким, так, напротив, вражда и малое превращает в несносное, и, хотя бы что сказано было просто, во вражде представляется, что это сказано со злым намерением. Подлинно, ничто не бывает так несносно, как оскорбление, ничто столько не угрызает душу человеческую; а чем язвительнее слова обидные, тем сильнейший возгорается огонь. Итак, не почитай за маловажное называть другого уродом (безумным). Когда ты отнимаешь у брата своего то, чем мы отличаемся от бессловесных, и что преимущественно делает нас людьми, то есть ум и рассудок, ты чрез это лишаешь его всякого благородства. Не думай же, чтобы в словах Христовых было преувеличение, но, размыслив, какие от этих постановлений происходят блага, удивляйся их кротости. Ведь, Бог ни о чем так не печется, как о том, чтобы мы жили в единении и союзе между собой. Потому-то Господь и Сам, и чрез Своих учеников, как в Новом, так и в Ветхом Завете, много говорит об этой заповеди, и показывает Себя строгим мстителем и карателем за пренебрежение ею.

(I, 414)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:17–26. С. 182–183
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 249