Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Прельщение неудобоврачуемо

  1. Подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить.
(X, 432)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 47
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Прельщение и в том, когда молитва домашняя кажется нам выше церковной

  1. Вас более смущает то, что Вы не можете в церкви при всех мирно молиться; выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома мóлитесь лучше и возносите умиленные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная прелесть, лишающая Вас спокойствия; когда Вы, молясь уединенно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления, когда все сие не имеет глубокого смирения, то éсть прелесть. В церковной же молитве, Вы, ища такого ж чувства, и не находя оного, считаете себя не молившейся и смущаетесь; а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, чтó и доказывает об основании молитвы вашей на высокоумии. Вы молúтесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойной оных, то будете и спокойны; и, хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что «я недостойна», но без смущения: то, верно, оная принята будет у Господа лучше той, о коей вы мните, что мóлитесь хорошо… Дарования же в молитве даруются достойным того и смиренным, коим оные не вредят, а пользуют; а кто со мнением молится, тот бывает в большой опасности.
(X, 254)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 121–122

Путь к Прельщение: вера в чувственные явления нам Господа, Святых и Ангелов

  1. Пишете, что Вы теперь нередко ощущаете, почти осязательно, присутствие Иисуса Христа в комнате Вашей и падаете к стопам Его с трепетом и радостью сердца. Слова Ваши, что Вы падаете к стопам Его, показывают, что Вы мысленно представляете присутствие Его близ себя в чувственном образе. Если так, то это весьма опасно, и особенно опасно припадать к стопам представляющегося в комнате Вашей, близ Вас. Далee пишете, что такие же явления ощущаете от Ангела-Хранителя Вашего и присутствие святых Божиих, к коим сердечно обращаетесь. Бойтесь доверять таким явлениям: Апостол Павел говорит, что сатана преобразуется во Ангела светла (см.: 2 Кор. 11:14), — конечно, для прельщения неопытных в духовной жизни. Так и святые отцы, описавшие нам признаки духовных явлений, строго запрещают новоначальным доверять таким явлениям, без великого испытания и вопрошения о сем опытных.
(X, 333)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 730