Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Болящему неуместно поститься

  1. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святого и неприлична рабам Божиим, то есть, печаль неуместная или вышемерная… Как получишь это письмо, садись и ешь селедку, или икру с очищенными солеными огурцами и запивай квасом или пивом; также не мешало бы подбодрить пустой и тощий желудок и виноградным, как советовал святой Апостол Павел слабому желудком Тимофею. Время всякой вещи, — говорит премудрый (см.: Еккл. 3:1). Болящему и скорбящему неблаговременно и неуместно поститься.
(X, 380)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 156

Пост, особо налагаемый на себя, излишен; умеренность лучше всего для духовной жизни

  1. В письме твоем есть прикровенная затея непостоянства и своеволия, — именно, не являться в некоторые дни за трапезой, ради поста. Подражай лучше преподобному Феодору Студиту, который ежедневно был за трапезой, но, между тем, был постник… Господь сказал: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим (ср.: Мф. 11:29); а не сказал: поститеся, и обрящете покой душам. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте; лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, коей признак — малое отягощение и, с другой стороны, излишнего и неумеренного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию.
(X, 357)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 92

При болезни можно разрешать Пост, но и помнить: по вере картофель заменяет яйцо

  1. Спрашиваешь, если доктора и мать Игумения будут принуждать есть рыбу в Великий пост, как тебе быть? Если будешь очень изнемогать от постной пищи, то можешь согласиться употреблять и рыбу по болезни; а после в этом должно приносить покаяние. Впрочем, смотри и на свою совесть, на сколько она может вместить это разрешение. В книге Аввы Дорофея сказано, что по вере и зелие или картофель может заменять яйцо. Всячески надо испробовать, насколько сносна будет для тебя постная пища, хоть бы немножко и пострадать, а затем и видно будет, на чтό должно решиться.
(X, 467)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 111

В нем ценно лишение и всякое понуждение себя: нарушающие Пост без причины — враги Креста Христова

  1. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай, или настой мяты в пост, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное (ср.: Мф. 11:12). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами Креста, им же бог — чрево, и слава в студе их. И в псалмах сказано: заблудиша от чрева (Пс. 57:4). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того — долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются.
(X, 498)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 39

Пост в среду и пятницу на основе Евангелия

  1. В Евангелии есть указание на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся в тыя дни (ср.: Мк. 2:19‒20). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачными — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. Отнят же Жених у сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на Распятие, а в пятницу — Распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом.
(X, 516)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 87

Пост сообразовать с телесными силами, имея смирение и самоукорение

  1. Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. По нездоровью и в 69 Апостольском Правиле разрешается елей в среду и пяток, и даже некоторым — на Страстной седмице, с покаянием и самоукорением, памятуя мудрое изречение святых отцов, что мы — не телоубийцы, а страстоубийцы. Святой Исаак Сирин пишет об одном старце, который вкушал пищу через два дня. Если же приходилось ему побеседовать с приходящими час или два; тогда он уже не мог вкушать пищу обычно, а принуждаем был сокращать срок времени, и вкушал более обычной порции. Вам должно помнить, что Вы — хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к Вам. Все это показывает, что Вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у Вас должно стоять, впереди всего, благое рассуждение со смирением. — Ежели в душевных недостатках приемлется покаяние, смирением растворенное; то в телесных немощах покаяние и самоукорение еще более имеют место. Святой Лествичник приводит слова: «не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасè мя Господь». Во время приготовления (к Святым Тайнам) нужно несколько дней употреблять пищу без елея, но только советую Вам придумывать пищу попитательнее, из сухих плодов и подобного, по желудку Вашему, чтобы Вы были способны к службам (если это возможно) и присматривать за детьми, и в доме.
(X, 561)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 144–145

По болезни можно нарушать Пост, но если совесть не дозволяет, не нужно насиловать ее

174. Ежели совесть Ваша не соглашается, чтобы употреблять Вам в пост скоромное, хотя и по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить Вас от болезни; и потому, после Вы будете смущаться, что поступили вопреки благих внушений совести Вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую Вашим желудком. Бывает, некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию, и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить.

(X, 584)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 172‒173
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Бесстрашно нарушающие Пост говорят: спасает любовь; да, так, но не самолюбие

  1. Бесстрашно нарушают все постных дней установления Святой Церкви; бранят и порицают рачительно постящихся и не согласующихся с ними; называют таковых, благоугождающих Господу, тщеславными, гордыми и грубыми невеждами; а к тому еще приговаривают, желая оправдать невоздержное свое сластолюбие: ведь, любовь спасает, а не пост (конечно, любовь, только не самолюбие). Они не могут того слышать и верить тому, что Сам Господь глаголет в Евангелии: ничимже изгоняются бесы (а с ними и душевные злые страсти), только молитвою и постом (см.: Мк. 9:29), коими свидетельствуется и чистейшая любовь.
(X, 685)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 203
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Пост. Его наступление

Общий всех нас Господь, как чадолюбивый Отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, и даровал нам врачевство в святом Посте. Итак, никто не скорби, никто не являйся печальным, но ликуй, радуйся и прославляй Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим весельем принимай его наступление.

(I, 1)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА I. С. 1
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 21

Пост — пища для души

Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, и поставляет выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом затопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным, не дорожить настоящим, а считать его ничтожнее тени и сонных грез.

(I, 3)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    С. 5
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 25

Разговоры в течение Поста

Пусть всегда будет у нас разговор о духовном, и каждый, взявши в руки Божественную книгу и созвавши ближних, да питает словом Божиим душу и свою, и собеседников своих, чтобы, таким образом, нам и избегнуть козней лукавого, и получить от поста великие блага, и насладиться любовью Бога.

(I, 20)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА VI. С. 48
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 61

Пост — воздержание от зла и навык в добродетели

Пост есть воздержание от зла, потому что в этом и состоит пост. И воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти и этого коня сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания представлением того неусыпающего огня и нелицеприятного Суда, быть выше денежных расчетов, в милостыне показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего.
Постящемуся надлежит быть спокойным, тихим, кротким, смиренным, презирающим славу настоящей жизни. Как презрел он душу свою, так должен презреть и суетную славу, и взирать только на Того, Кто испытывает сердца и утробы, с великим усердием творить молитвы и исповедания пред Богом, и, сколько возможно, помогать себе милостынею.

(I, 25)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА VII. С. 64, 65
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 74, 75

Пост требуется только посильный для каждого

Если ты, возлюбленный, не можешь оставаться (целый) день без пищи по телесной немощи, никто из благомыслящих не станет винить тебя за это: Владыка у нас — кроткий и человеколюбивый, не требует от нас ничего свыше силы. Он и поста, и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы пребывали в неядении, но для того, чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы устрояли жизнь свою внимательно, и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы пищу принимали только для удовлетворения потребности и всю жизнь проводили в добрых делах, то не было бы нам нужды и в пособии от поста.

(I, 31)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА X. С. 74
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 82

Самоиспытание за каждую седмицу Поста

Если все создания Господни, как показало наше слово, и как свидетельствует опыт, совершены с разумной целью для удовлетворения необходимой потребности, то и наши дела должны быть совершаемы не просто и не напрасно, но с пользой для нашего спасения. И занимающиеся мирскими делами никогда не решатся приступить к делу, пока не увидят выгоды от этого; тем более нам нужно поступать так и не проводить постные седмицы небрежно, но вопрошать свою совесть, испытывать ум и смотреть, что хорошо сделано нами в ту, что в другую неделю, какое приобретение мы получили в следующую, какую из своих страстей исправили. Если мы не будем так устроять себя и прилагать такое попечение о своей душе, то не будет нам никакой пользы от поста и неядения, особенно, когда окажемся хуже и тех, которые прилагают такое старание о собрании денег. Смотри, каждый из этих людей употребляет всю бдительность, как бы всякий день прибавить что-либо к прежнему, и никогда не насыщается, но чем более умножается у него имение, тем более усиливается и рвение, и усердие.

(I, 35)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XI. С. 86
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 92–93

Пост духовный и упражнение в добродетелях

Каждую неделю, или даже, и каждый день, будем осматривать себя и исторгать из своей души пороки, а сокровище добродетелей приумножать, уклонимся, как увещевает пророк, от зла и сотворим благо (см.: Пс. 33:15): это и есть истинный пост. Гневливый пусть исторгнет из души благочестивым размышлением обладающую (им) страсть и да возлюбит кротость и смирение. Беспечный и необузданный, с пристрастием взирающий на красоту телесную, обуздав свой помысл и напечатлев в недре души своей закон Христов, который говорит: иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5:28), пусть убегает страсти невоздержания и упражняется в целомудрии. Невоздержный языком и без рассуждения говорящий обо всем, что ни случится, пусть подражает блаженному пророку и говорит: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих (Пс. 140:3); пусть никогда не произносит слов без размышления и как случилось, но внимает Павлу, который говорит: всякий крик, и гнев, и злословие, и сквернословие, и хуление да возмется от вас, со всякою злобою (ср.: Еф. 4:31), и еще: если (есть) какое-либо доброе слово к полезному назиданию, дабы оно доставляло благодать слушающим (ср.: Еф. 4:29). Пусть избегает всячески и клятв, слыша повеление Христово: речено бысть древним: не во лжу кленешися; аз же глаголю вам не клятися всяко (ср.: Мф. 5:33, 34). Никто не говори мне: я клянусь в правде; не следует клясться ни в правде, ни в неправде. Так будем хранить уста свои чистыми от клятвы и от всего этого ограждать и язык, и уста, и ум наш, чтобы не рождалось в нас какого-либо злого помысла и не выражалось языком. Будем крепко затыкать и уши, чтобы не принимать и пустого слуха, как заповедал блаженный Моисей: да не приимеши слуха суетна (Исх. 23:1), и, как еще сказал блаженный Давид: оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях (Пс. 100:5)… Если мы так оградим все члены свои, то в состоянии будем бодро устремиться к делам добрым, язык упражнять в славословии и песнословиях Богу всяческих, слух — в слушании и изучении слова Божия, ум — в размышлении о духовных предметах, руки — не в хищении и многостяжании, а в милостыне и делании добрых дел, ноги — (в хождении) не в театры, ипподромы и вредные зрелища, а в церковь, молитвенные дома и к гробницам святых мучеников, чтобы, получив их благословение, сделать нам себя неуловимыми для сетей диавола.

(I, 52)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XV. С. 126
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 124–125

Конец Великого поста и Страстная седмица; ее значение и наше отношение к ней

Вот уже мы пришли и к концу Святой Четыредесятницы, совершили плавание поста, и, по милости Божией, достигли, наконец, пристани. Но не предадимся от этого беспечности, а покажем тем более усердия и бдительности. И кормчие, когда, переплыв бесчисленные бездны морские готовятся уже, с распущенными парусами и выложенным нáверх грузом, войти в пристань, тогда-то и показывают особенную внимательность и заботливость, чтобы как-нибудь не удариться кораблем о скалу или камень, и не потерять плодов прежнего труда своего… Таким же образом, и мы теперь, достигши, по благости Божией, этой Великой седмицы (то есть Страстной), должны особенно усилить подвиг поста, совершать усерднейшие молитвы, принести полное и искреннее исповедание грехов, и творить добрые дела, (подавать) щедрую милостыню, (являть) тихость, кротость и всякую другую добродетель, чтобы с этими добрыми делами достигнуть нам дня Воскресения Господня и насладиться щедротами Владыки. Великою же называем эту Седмицу не потому, чтобы дни ее были длиннее, — есть другие (недели), которых дни гораздо продолжительнее, — и не потому, чтобы в ней было больше дней, — их число у ней то же, как и у всех других. Почему же называем ее Великою? Потому, что в продолжение ее совершились для нас великие и неизреченные благодеяния. В эту Седмицу окончена долговременная брань, уничтожена смерть, истреблена клятва, разрушена власть диавола, расхищены снаряды (τὰ σκέυη) его. Бог примирился с человеками, Небо сделалось (для них) доступным, люди соединились с ангелами, разделенное сблизилось, разрушена стена, разорена преграда, Бог мира умиротворил небесное и земное. Потому-то и называем эту седмицу Великою, что в ней Господь даровал нам такое множество благ. Поэтому-то многие (в эту Седмицу) и усердствуют более и к посту, и к священным бдениям и всенощным молитвам, более подают и милостыни, желая этими своими делами выразить то почтение, какое они питают к этой Седмице. Если Господь даровал нам в ней столько благ, то не должны ли и мы, чем только можем показывать свое к ней уважение и почтение? — Поэтому, прошу, теперь более, чем в другое какое время, будем приходить сюда, отложив всякое житейское помышление, с чистым и добрым оком ума. Входя в церковь, никто не вноси сюда с собою житейских забот, чтобы возвратиться отсюда домой с достойной за труды наградой.

(I, 153)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXX. С. 312–313
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 273–274

Пост и молитва

С постом всегда должна быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как говорит Христос: сей род не исходит, токмо молитвою и постом (ср.: Мф. 17:21); (см.: Деян. 14:23; 1 Кор. 7:5). Видишь, как пост нуждается в содействии молитвы? Да и молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягчается и не подавляется гибельным бременем удовольствий. Молитва великое оружие, великая защита, великое сокровище, великая пристань, безопасное убежище: только бы мы приступали к Господу с бодрой душой и сосредоточенными мыслями, не давая никакого доступа врагу нашего спасения. Так как он знает, что в это время, беседуя о необходимом для нас (ко спасению) и исповедуя свои грехи, и показывая раны врачу, мы можем получить совершенное исцеление, то особенно в это время и нападает, и употребляет все усилия, чтобы низложить нас и повергнуть в беспечность. Поэтому, молю вас, будем бодрствовать и, зная коварство диавола, постараемся особенно в это время отгонять его так, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим пред нашими глазами, постараемся удалять от себя всякий помысл, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву, так, чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе с словами восходила (к Богу). Если язык произносит слова, а душа скитается вне, помышляя о домашних делах, мечтая о том, что бывает на торжище, то нам не будет никакой пользы (от молитвы), а скорее будет еще и большее осуждение. Если мы, пришедши и к человеку, показываем такое к нему внимание, что часто не видим даже людей, стоящих поблизости, но сосредоточиваем мысль свою и видим того только, к кому пришли, то тем более должны мы так поступать в отношении к Богу, всегда и непрестанно пребывая в молитвах. Поэтому и Павел писал: молящеся на всякое время, молитеся и духом (см.: Еф. 6:18), то есть, не языком только и с постоянным бдением (телесным), но и самой душой: духом. Ваши прошения, говорит, да будут духовны; да бодрствует ваш ум, ваша душа да внимает словам. Просите того, что прилично просить от Бога, чтобы получить вам и просимое. И при этом ведите себя внимательно, трезвясь и бодрствуя душой, не выказывая небрежности, не носясь умом туда и сюда, но свое спасение со страхом и трепетом соделывайте (ср.: Флп. 12:2б), потому что сказано: блажен, иже боится всех за благоговение (ср.: Притч. 28:14). Великое благо — молитва. Если кто, разговаривая с добродетельным человеком, получает от того немалую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом? Молитва есть беседа с Богом. И чтобы тебе удостовериться в этом, послушай, что говорит пророк: да усладится Богу беседа моя (ср.: Пс. 103:34), то есть, да будет приятна Богу беседа моя. Разве не может Он, и прежде нашего прошения, подать нам? Но Он потому ожидает (нашего прошения), чтобы иметь случай праведно удостоить нас Своего промышления. Итак, получим ли просимое, или не получим, будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем, потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение. Мы ведь и не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли, или не получим, мы должны благодарить.

(I, 157)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXX. С. 320–321
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 279–280

Пост — весна для жизни души

Приятна весна мореплавателям, приятна и земледельцам; но не так приятна мореплавателям и земледельцам весна, как приятно желающим любомудрствовать время поста — эта духовная весна для души, это истинное умирение помыслов. Земледельцам приятна весна потому, что они видят, как земля украшается цветами, и как всюду покрывают ее, подобно разноцветной одежде, произрастающие травы. Мореплавателям приятна весна потому, что они могут безопасно плавать по морской поверхности, когда волны утихли и в глубокой тишине играют дельфины, часто прыгающие по самые бока кораблей. А нам приятна весна поста потому, что она успокаивает обыкновенно у нас волны — не вод, но безумных пожеланий, и приготовляет нам венец, не из цветов, но из (даров) духовной благодати: венец благодатей, сказано, приимеши на твоем версе (ср.: Притч. 1:9). Не так появление ласточки может прогонять зиму, как наступление поста удаляет из нашей души зиму страстей. Уже нет войны у души с плотью; раба не восстает на госпожу, но вся эта война тела кончилась.

(I, 284)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Восемь слов на Книгу Бытия
    СЛОВО I. Сказанное в начале Четыредесятницы на слова: «в начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1), также о посте и милостыне С. 726
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 581

Воспоминание о Посте, прошедшем, полезно

Когда мы расстаемся с гостем, который провел с нами несколько дней и с которым мы радушно делили беседу и стол, то на другой день, после его ухода, при виде накрытого стола, тотчас вспоминаем о нем и о взаимной беседе, и обращаемся к нему с горячей любовью. Так же точно поступим и по отношению к посту. Он пробыл с нами сорок дней; мы приняли его радушно, и затем проводили. Намереваясь теперь предложить духовную трапезу, вспомним о нем и о всех благах, принесенных им нам. Ведь, не только самый пост, но и воспоминание о нем может принести нам весьма большую пользу. Как те, кого мы любим, доставляют нам большое удовольствие, не только тогда, когда бывают у нас, но и тогда, когда мы воспоминаем о них, так и дни поста с их собраниями, общими собеседованиями и другими добрыми плодами, какие мы получили от него, радуют нас и при воспоминании; если мы вспомним обо всем этом, то получим и в настоящее время большую пользу. Говорю это не с тем, чтобы принудить вас к посту, но, чтобы убедить вас не увлекаться развлечениями и не вести себя, как бóльшая часть людей, если только следует назвать людьми этих малодушных, которые, как бы освободившись от уз и вырвавшись из какого-нибудь тяжкого заключения, говорят друг другу: наконец-то мы переплыли это скучное море поста. А другие, более слабые, боятся уже и за будущую Четыредесятницу. Это происходит от того, что во все остальное время они без меры предаются забавам, роскоши и пьянству. Если бы мы все прочие дни постарались проводить честно и скромно, то и прошедший пост вспоминали бы с любовью, и предстоящий приняли бы с большим удовольствием. В самом деле, каких только благ не доставляет нам пост? Везде тишина и светлое спокойствие. Домá разве не свободны от шума, беготни и всякой тревоги? А еще прежде домов спокойствие наполняет самые души постящихся; да и во всем городе водворяется такое же благоустройство, какое бывает в душах и в домах: вечером не слышно поющих, днем не заметно шумящих и пьянствующих; нет ни крику, ни драки, но везде полное спокойствие. А теперь не так, но с самого раннего утра — крик, шум, беганье поваров, большой чад как в домах, так и в мыслях от того, что развлечениями внутри нас разжигаются страсти и раздувается пламень порочных пожеланий. Потому мы должны жалеть о прошедшем посте, так как он все это сдерживал. Пусть мы сложили с себя самый труд поста, но не прекратим любви к нему и не изгладим памяти о нем. Когда велишь подавать на стол, принимайся за пищу с воспоминанием о посте, и никогда не впадешь в невоздержание. Как имеющий жену степенную, целомудренную, благородную и питающий к ней пламенную любовь, и в ее отсутствии не может полюбить женщину развратную и распутную, потому что любовь к первой заполняет его душу и не позволяет войти в нее другой страсти; так бывает с постом и с воздержанием: если помним о первом — благородном и целомудренном, то последнее — эту публичную блудницу и мать всякого бесстыдства, то есть, невоздержание, отгоним от себя весьма легко; потому что любовь к посту сильнее всякой руки отталкивает бесстыдство невоздержания. По всему этому, прошу вас всегда помнить о тех днях.

(I, 300)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО I. С. 776, 777, 778
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 632

Пост скрытый (помазание головы)

Повелев помазывать голову во время поста, Спаситель не заповедал, чтобы мы непременно намащали себя… У древних был обычай помазывать себя во время радости и веселия, как это видно из примера Давида и Даниила. И Христос заповедует помазывать голову не с тем, чтобы мы непременно делали это, но, чтобы тщательно старались скрывать пост — это стяжание свое. А чтобы ты уверился, что это точно так, Он заповедь Свою исполнил самым делом, когда, постясь сорок дней и постясь втайне, не помазывал головы и не умывал лица, но, не делая этого, все совершил без всякого тщеславия.

(I, 442)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:16–23. С. 233
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 287

Продолжительность и строгость Поста не указаны в Евангелии

Христос не заповедует долгого поста, не предписывает много поститься, но только предостерегает, чтобы нам не лишиться венца за него. Итак, то, что есть тяжкого в посте, лежит и на нас, и на лицемерах: ведь, и они постятся. А самое легкое дело, то есть трудиться с тем, чтобы не потерять награды, составляет Мою заповедь, говорит Спаситель. Таким образом, Он нимало не увеличивает для нас трудов, но только ограждает безопасностью награды, не желая, чтобы мы отходили не увенчанными, подобно лицемерам.

(I, 443)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:16–23. С. 233
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 288

Значение Поста при вере (против протестантов)

Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что, кроме веры, и пост много придает крепости: он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе, — нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как тό со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов, так как нет сильнее человека, искренно молящегося.

(I, 547)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 17:10–21. С. 590
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 563

Пост для слабых телом

Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, — а, и это немаловажно и недалеко от пощения, и может укротить неистовство диавола.

(I, 548)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 17:10–21. С. 590
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 563

Пост без милостыни есть жестокость и хуже пьянства

Пост от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постишься без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы, и, притом, настолько, насколько жестокость хуже роскошества. Но, что я говорю — пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал девственность, но, если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога. Что может равняться девственности? Но и она отвергается, если не соединена с милостынею… Если и в делах житейских никто для себя одного не живет, но всякий, — и художник, и воин, и земледелец, и купец, посвящают себя занятиям для пользы и выгоды общественной, то, тем более, должно быть это исполняемо в делах духовных. В этом преимущественно и состоит жизнь; напротив, кто живет только для самого себя, а о всех прочих нерадит, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого. Что же будет, скажешь, если я свое оставлю, а о чужом буду заботиться? Нет, не может быть, чтобы тот, кто заботится о делах других, в то же время не заботился о своих. Если же будешь искать только своего, то о чужом совершенно не будешь стараться.

(I, 609)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:32–51. С. 783
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 710
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Пост есть драгоценный дар Бога, Который с любовью служит благодатью Своей истинно постящимся

Что такое Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя Нашего, Который Сам постился 40 дней и ночей, не ел и не пил, дар по истине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных страстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими Божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их просвещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями и с невидимыми врагами, — с начальствами и властями, и миродержителями тьмы века сего (см.: Еф. 6:12); научает всякой добродетели и возводит к совершенству, к нетлению и горнему блаженству. Испытали и испытывают это на себе все истинно постящиеся.

(X, 892)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 135

Кому Церковь разрешает в Пост скоромную пищу

Немощному, и больному, и неимущему Церковь разрешает и в пост скоромную пищу.

(X, 904)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 414

Ограничение наслаждений плоти пролагает путь к истинному наслаждению в Боге

У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение — прочное, вечное; и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога, и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.

(X, 1063)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 785
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Великий Пост — время подвигов, а нам немощным хотя бы прийти в смирение и сознание своей нищеты

  1. Мы вступили в поприще Святого Великого Поста — царицы добродетели, врача душ и тел; сколько похвалы и превозношения оному святые отцы приписали, нельзя и описать; они радовались приближению Поста, что имеют случай к стяжанию добродетелей, хотя и вся жизнь их была действием оных; но в сие время они паче обогащались дарованиями духовными, и все их действия были украшены и утверждены смирением. Мы же грешные и унылые, хотя и весьма удалились от подражания им, но поне да приидем в чувство нашей нищеты и смирим себя пред Богом и пред ближними; понесем немощи и немощных, да и наши немощи понесет Господь; простим оскорбившим нас, дабы и самим прощенным быть от Господа в наших грехах; и тако, да приступим к приобщению Святых Бессмертных и Животворящих Таин Христовых, попаляющих всю нашу греховную скверну, и очищающих души и сердца наши, и напитаемся надеждою не на наши дела, но на неизреченное Божие милосердие, не хотящее смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (см. Иез. 33:11).
(X, 5)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 23

Не следует понуждать других к нарушению Поста

  1. Предложение твое матушка — есть скоромную пищу я не одобряю. Пусть бы она сама собой это делала и приносила бы более раскаяния, а то, как будто бы, понуждена быв к сему, может иметь некоторое извинение.
(X, 186)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 220

Правила Поста всем обязательны, но служащие, ради работы, могут иметь снисхождение

  1. Вы спрашиваете: как проводить Великий Пост в отношении пищи? Если согласно с Типиком, то находите, что для NN., по его занятиям и трудам, будет невыносимо, и физические силы изменят ему, хоть он и твердое намерение имеет следовать оному постановлению. На cиe Вам скажу: постановление Церкви всем равно и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу. Но, надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют: «око некое души и светильник». Cиe учит человека оставлять во обоем безмерие и путем царским шествовать… Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут, и пребывают чрез тό в бездействии, ответа не дадут за опущение. А кои обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пищи в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с коим изготовленная пища болee укрепляет телесный состав, нежели сухоядение. Дело другое, когда говеете, то есть приготовляетесь к приобщению Святых Христовых Таин, тут нужно и елей оставлять. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: «кроме немощи»; и не есть ли это немощь — когда тело изнеможет от поста и не способно будет к исполнению важных обязанностей?
(X, 286)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 429–430
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Изнурение тела излишнее — безрассудно

  1. Если самовольно изнурим свое тело до того, что изнурится и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.
(X, 782)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 439