Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Отказ посещающим в приеме — не грех

  1. Вы боитесь греха — отказом оскорбить посещающих Вас. Как же не боялся Арсений Великий оскорблять приходящих к нему отказом и невниманием на их вопросы? Да и многих из проходивших безмолвную жизнь, видим нерадящих о том, что на них оскорблялись за отказ.
(X, 265)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 235
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Преподобный Серафим не обнаруживал и тени недовольства к посещавшим его иногда из любопытства

Подчас иногда становились и тяжелы о. Серафиму посещения приходящих к нему, особенно, когда являлись люди простодушные, по-своему понимавшие дары благодати и желавшие только удовлетворить свое праздное любопытство. Однако, и из них никто никогда не мог заметить и тени какого-нибудь неудовольствия на его всегда светлом и спокойном лице. Со всеми он был очень приветлив, кроме тех лиц, кои, прикрываясь маской благочестия, внутренно наполнены были ядовитой желчи и всякого коварства. Таких он грозно старался удалить от себя.

(X, 821)
Источники:
  • Иоасаф (Тихонов Иван Тихонович; игумен Вологодского Павлова Обнорского мон.; 1801-1884). Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни [Текст]. - Изд. 3-е. - С.-Петербург : Тип. и литогр. кн. В. В. Оболенскаго, 1877.
    С. 25

Недовольному долгим ожиданием на приеме у о. Серафима, старец дает мудрый ответ

Тогда же посетил о. Серафима блаженный старец Тимон, живший в Надеевской пустыни и не видавший своего духовного наставника более 20 лет. В весеннее время пеший пришел он в Саровскую пустынь и, добравшись до келии о. Серафима, ожидал сладостной минуты увидеть его. Но о. Серафим не допускал его до себя. На этот раз он принимал всех: беспрепятственно входили к нему и мужи, и жены, одному Тимону закрыт был вход, и он тщетно простоял у келии до самого вечера. Наконец, было благословлено и ему войти в келию. Аз же, — говорил старец Тимон, — взошедши, падох ему на ноги и от радости много плакал, что чрез много лет сподобился видеть еще его в живых, и сказал ему:

— Отче святый, за что Вы на меня грешного прогневались и целый день меня до себя не допускали? Он же меня посадил и начал говорить:

— «Нет, не так, отче Тимоне! Аз тебя люблю; но это я сделал потому, что ты монах, да еще и пустынножитель, потому должен ты иметь терпение; да еще испытывал тебя, чему ты научился, живши столько лет в пустыни; не пустой ли ты из нея вышел? А прочие люди — мирские, да еще и больные: их надобно прежде полечить и отпустить: ибо здравии врача не требуют, но болящии (ср.: Мф. 9:12), — как Господь сказал. — А с тобой надобно при свободном времени больше побеседовать». И так с ним всю ночь препроводили в беседе.

— Отец Серафим дал ему, между прочим, следующее наставление: «Сей, отец Тимон, сей, всюду сей данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей на камени, сей при пути, сей и в тернии: все где-нибудь да прозябнет и возрастет, и плод принесет, хотя и не скоро. И данный тебе талант не скрывай в земле, да не истязан будеши от своего Господина, но отдавай талант торжникам, — пусть куплю делают».

(X, 854)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 443–444