Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Помыслы нечистые могут вести к великим грехам

Молю вас, употребляйте все, чтобы заградить страстям вход в вашу душу, и не давайте места какому бы то ни было злу, успокаивая себя пагубным рассуждением: что за важность в том или в этом? Отсюда-то рождаются бесчисленные роды зол. Коварный диавол употребляет большие хитрости и послабление к погибели человека, и начинает действия свои с малого … Смотри, что случилось с Каином? Диавол не тотчас увлек его на убийство брата, так как и не успел бы убедить его. Но, во-первых, склоняет его принесть в жертву худшее, внушая ему, что в этом нет греха; во-вторых, возжег в нем ненависть и зависть, уверяя, что ничего и в этом нет; в-третьих, убедил умертвить брата и запираться пред Богом в гнусном смертоубийстве; и не прежде отступил от него, пока не довел до крайнего зла. Итак, надобно отражать зло в начале; даже и в том случае, если бы первые преступления и не влекли за собой дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими: они доходят и до большего, когда душа вознерадит. Не смотри на то, что грех сам по себе мал, но помни, что он бывает корнем великого зла, когда вознерадят о нем. Сказать ли тебе достойное удивления? Не столько требуют тщания и трудов большие грехи, сколько, напротив, малые и незначительные. Отвращаться первых заставляет самое свойство греха; а малые, по тому самому, что малы, располагают нас к лености и не позволяют мужественно восстать на истребление их. А потому они и скоро делаются великими, если мы спим … Ведь, никто не впадает в нечестие скоро и вдруг. В душе нашей, несомненно, есть некоторый прирожденный стыд греха и уважение к добру, и невозможно ей вдруг дойти до такого бесстыдства, чтобы отринуть все за раз, напротив, она нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит.

(I, 638)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 27:11–26. С. 856–857
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 767
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Помыслы нечистые, но очистить нас от них и пришел Христос — почему не смущаться ими

Если во время или вне молитвы враг запнет душу твою какими-либо хулами и мерзостями, не унывай от них, но скажи с твердостью в сердце своем: для очищения от этих-то и подобных им грехов и пришел на землю Господь наш Иисус Христос; и когда скажешь эти слова с верой, сердце твое тотчас успокоится, ибо Господь сердце твое очистит. Вообще, ни от какого греха, как от мечты, не надо унывать, а уповать на Спасителя. О, величайшее служение Богочеловека нам грешным! И доныне Он служит нам человеколюбно, очищая и спасая нас.

(X, 988)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 395

Назвать их мечтой диавола — значит сказать истину в сердце своем во отгнание их

Когда сердца твоего коснется помысл блудный, скверный, лукавый или хульный, помысл злобы, зависти, скупости, любостяжания, чревоугодия, — и омрачит, уязвит и утеснит тебя, тогда скажи себе с твердым убеждением сердца, что это — мечта диавола, — и вдруг помысл или помыслы исчезнут. Блажен глаголяй истину в сердце своем (Пс. 14:2).

(X, 992)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 406