Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Поминовение казненного, если он принес покаяние, вполне возможно, а образ смерти и погребения его послужит к облегчению вины его

  1. Ответ касательно поминовения казненного Кар-ва. Если он нелицемерно раскаялся и принес пред Господом и пред духовником искреннее сознание и исповедание всех своих согрешений, то, без сомнения, можно его поминать, как бы его ни похоронили. Вся важность не в образе погребения, а в том, с каким душевным настроением отошел он из сей жизни. Если он только для виду и из каких-либо человеческих предположений принес только наружное раскаяние, то какая ему будет польза от церковного поминовения? Но нам совершенно неизвестно, раскаялся ли он искренно, или нет, и даже приобщался ли? пусть разузнают те, кто об этом заботится, а потом пусть поступают сообразно с тем, что узнают. А что он лишен погребения, и что получил конец такой позорной смертью и подобное, — все это при искреннем раскаянии может послужить ему к облегчению тяжкой вины преступления; другим же послужит это к вразумлению, чтобы так не забывались и так далеко не простирали своей дерзости.
(X, 614)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 206–207
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Недовершенное в жизни умершим восполняется живущими чрез молитву и милостыню

378. Видится, что Господь, любя Вас, переселил сына Вашего в вечность, сократив дни его жизни в соблазнительном мире века сего, чтобы спасти навсегда от умножения грехов и неизбежной греховной смерти… Слезы умиления, слезы благодарности о нем — вот, что есть долг материнского сердца, а не жалость и отчаяние. Великую пользу приносит и ему, и самим поминающим его, церковное поминовение о душе его, соединенное с милостыней и благотворением во славу Божию. Святой Иоанн Дамаскин прежде смерти своей просил Господа: ежели останутся какие-либо добродетели недовершенными, да возбудит сердца благоугождающих Ему довершить оные милостыней и молитвами. Материнская молитва и поминовение о сыне много может у Господа! Сие благотворное действие свидетельствуется на мне силой молитв о мне моей родительницы.

(X, 739)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 840–841
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Поминовение должно быть только на проскомидии, а не на ектенье, кроме исключений, иначе портится служба

  1. О поминовении родных твоих на ектенье. Это напрасно, ибо если всех на ектенье поминать, то одна ектенья продлится больше обедни, и сим наведут ропот слушающим; на ектенье же больше поминаются новопреставленные или значительные, и то не более, как одно или два имя. Но проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи Сей Великой Жертвой; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектенье.
(X, 32)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 255

По младенцам панихида не нужна

  1. По младенце не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимаются части; погребение младенческое поется — просят не о прощении грехов, но «о упокоении младенца».
(X, 120)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 105

Поминовение при Евхаристии иноверцев недопустимо

  1. Немцев-лютеран и католиков, умерших в их вере, нельзя поминать на проскомидии: они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?
(X, 197)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 294

Поминовение вечное только, как памятник пред Богом вечный

  1. Что касается до вечного поминовения, то в сем не могу Вас заверить: будет ли вечно обитель существовать; все вещи подлежат переменам, чтó мы ясно видим на многих обителях и градах, процветавших в древние времена, а ныне только в развалинах познаваемых; только в том можно быть уверенным, что сделанное благотворение или подаяние обители будет вечным памятником пред Богом; то ежели бы и случились какие перемены в свете, но у Бога память пребывает во век. Я Вам истину написал, а Вы располагайтесь всем, как Вас Бог наставит.
(X, 227)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 605–606