
Поминовение при Евхаристии

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Поминовение казненного, если он принес покаяние, вполне возможно, а образ смерти и погребения его послужит к облегчению вины его
- Ответ касательно поминовения казненного Кар-ва. Если он нелицемерно раскаялся и принес пред Господом и пред духовником искреннее сознание и исповедание всех своих согрешений, то, без сомнения, можно его поминать, как бы его ни похоронили. Вся важность не в образе погребения, а в том, с каким душевным настроением отошел он из сей жизни. Если он только для виду и из каких-либо человеческих предположений принес только наружное раскаяние, то какая ему будет польза от церковного поминовения? Но нам совершенно неизвестно, раскаялся ли он искренно, или нет, и даже приобщался ли? пусть разузнают те, кто об этом заботится, а потом пусть поступают сообразно с тем, что узнают. А что он лишен погребения, и что получил конец такой позорной смертью и подобное, — все это при искреннем раскаянии может послужить ему к облегчению тяжкой вины преступления; другим же послужит это к вразумлению, чтобы так не забывались и так далеко не простирали своей дерзости.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. III. Письма к мирским особам
С. 206–207

Георгий, затворник Задонский
Недовершенное в жизни умершим восполняется живущими чрез молитву и милостыню
378. Видится, что Господь, любя Вас, переселил сына Вашего в вечность, сократив дни его жизни в соблазнительном мире века сего, чтобы спасти навсегда от умножения грехов и неизбежной греховной смерти… Слезы умиления, слезы благодарности о нем — вот, что есть долг материнского сердца, а не жалость и отчаяние. Великую пользу приносит и ему, и самим поминающим его, церковное поминовение о душе его, соединенное с милостыней и благотворением во славу Божию. Святой Иоанн Дамаскин прежде смерти своей просил Господа: ежели останутся какие-либо добродетели недовершенными, да возбудит сердца благоугождающих Ему довершить оные милостыней и молитвами. Материнская молитва и поминовение о сыне много может у Господа! Сие благотворное действие свидетельствуется на мне силой молитв о мне моей родительницы.
-
Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
Ч. 3
С. 840–841

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Поминовение должно быть только на проскомидии, а не на ектенье, кроме исключений, иначе портится служба
- О поминовении родных твоих на ектенье. Это напрасно, ибо если всех на ектенье поминать, то одна ектенья продлится больше обедни, и сим наведут ропот слушающим; на ектенье же больше поминаются новопреставленные или значительные, и то не более, как одно или два имя. Но проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи Сей Великой Жертвой; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектенье.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 255
По младенцам панихида не нужна
- По младенце не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва и о святых вынимаются части; погребение младенческое поется — просят не о прощении грехов, но «о упокоении младенца».
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 3. Письма к монашествующим
С. 105
Поминовение при Евхаристии иноверцев недопустимо
- Немцев-лютеран и католиков, умерших в их вере, нельзя поминать на проскомидии: они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 294
Поминовение вечное только, как памятник пред Богом вечный
- Что касается до вечного поминовения, то в сем не могу Вас заверить: будет ли вечно обитель существовать; все вещи подлежат переменам, чтó мы ясно видим на многих обителях и градах, процветавших в древние времена, а ныне только в развалинах познаваемых; только в том можно быть уверенным, что сделанное благотворение или подаяние обители будет вечным памятником пред Богом; то ежели бы и случились какие перемены в свете, но у Бога память пребывает во век. Я Вам истину написал, а Вы располагайтесь всем, как Вас Бог наставит.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 605–606