
Покой

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Покоя нет на земле, он только в покорности воле Божией и смирении
127. В том-то вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле Всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: со святыми упокой. Земной же удел человеческий — скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, востание страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс. 37:4). И праведный Иов взывал: не искушение ли есть человеку житие сие? (ср.: Иов 7:1). А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее; а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но, да упразднит все сие Пришедый грешныя спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться.
-
Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
Вып. II. Письма к монашествующим
С. 112

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель
Покой тела с памятованием о Боге
Тот же пророк в другом месте сказал: лежа и востая, поминайте Господа Бога вашего (ср. Втор. 6:7). Видишь, что ни в какое время не следует нам изгонять из своей души это памятование (о Боге), но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага нашего, трезвиться и бодрствовать, заграждать ему все входы, и никогда не пренебрегать духовной пищей. В этом наше спасение, в этом духовное богатство, в этом безопасность.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
Беседы на Книгу Бытия
БЕСЕДА X. С. 83 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. IV
С. 90

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Покой от предания себя в волю Божию
- Кто предается в волю Божию, тот и бывает спокоен; а надежда на человека, или на что-либо земное не может успокоить.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 395
Покой — в несении креста и предании себя Богу
- Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу… Покой обретается в Кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 392
Обретаем Покой, добровольно перенося скорби
- Когда мы ищем покоя, то оный бежит от нас, а ежели добровольно предадим себя на всякую скорбь, то невидимо обретаем успокоение.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 4. Письма к монахиням
С. 625