Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Пример Покаяния Манассии дает дерзновение всем кающимся

425. Ежели свет солнечный, проходя нечистые места, иссушает многие и не повреждается, кольми паче великое милосердие Божие сильно потребить все нечистые грехи каждой христианской души кающейся. В ад только пойдут те, кои от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Манассия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение: то да дерзают все грешные кающиеся, и тем более, что Манассия, окованный железными узами и брошенный в медный вол, как бы невольно каяся, не могши преклонить телесных колен, преклонил только колено сердца.

(X, 478)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 137
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Покаяние дано на сегодня, а не на завтра

  1. Господь сегодня призывает на покаяние, а завтрашнего дня не обещал для этого. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения! Ныне, а не завтра. Спасайтесь же о Господе Иисусе Христе сегодня.
(X, 679)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 147

Можно принести Покаяние и в последнюю четверть часа, но это по особому смотрению Божию

122. Даже и те не лишаются милости Божией, кои в последнейшую четверть часа каются чистосердечно и удостаиваются Причастия; но это бывает по особенному смотрению Божию и по особенному расположению человеческого сердца. Незлобивого не отринет Господь, пишет святой Максим. Очень нужно ко всем хранить незлобие и соблюдать во всем правоту. Одна какая-либо парительная мысль, ежели замедлит в умном действии, легко может уклонить душу от Бога, взирающего на кроткого, молчаливого и трепещущаго словес Его. И потому, мы за необходимость поставляем себе, согласно с Иоанном Златоустом, молиться: «Господи, всели в мя корень всех благ — страх Твой в сердце мое», да не оскорблю Тебя ни делом, ни словом, ни мыслию! И это надобно часто повторять, покуда воздействует на сердце страх Божий.

(X, 682)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 198–199
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Покаяние действенно в настоящей жизни

Покаяние имеет место и несказанную силу, пока еще не определено наказание (на Последнем Суде). Поэтому умоляю, доколь это дивное лекарство может быть действительным, воспользуемся им, и пока мы еще в настоящей жизни, примем врачевство покаяния, зная наверное, что нам не будет никакой пользы от раскаяния тогда, как закроется зрелище и окончится время подвигов.

(I, 78)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XVIII. С. 173
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 163

Для Покаяния и исправления не нужно много времени

Знаю, что вам неприятно слышать это, но простите. Говорю это, заботясь о вашем спасении и желая, чтобы вы лучше здесь потерпели малую неприятность и избавились от вечного наказания, нежели, порадовавшись немного здесь, подвергнулись вечному мучению. Если, ведь, вы послушаете моих слов и отложите прежнюю беспечность, особенно теперь, когда уже немного осталось вам этого времени святой Четыредесятницы, то будете в состоянии и омыть грехи свои, и заслужить великую милость от Бога. Для Господа не нужны многие дни и (продолжительное) время; нет, если мы захотим, то и в эти две седмицы успеем исправиться от многих грехов. Если Он оказал такое человеколюбие ниневитянам за то, что они совершили трехдневное покаяние, тем более не презрит нас, если только мы покажем искреннее раскаяние, и, отстав от греха, вступим на путь добродетели.

(I, 122)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXIV. С. 239
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 217

Плод Покаяния — поступать обратно прежним грехам

Сотворите плоды, достойны покаяния (ср.: Лк. 3:8). Как же нам сотворить их? — Поступая напротив. Например, ты похищал чужое? Вперед давай и свое. Долгое время любодействовал? Теперь воздерживайся и от своей жены в известные дни; привыкай к воздержанию. Оскорблял и даже бил, кого ни встречал? Вперед, благословляй обижающих тебя и благодетельствуй биющим. Для исцеления нашего недостаточно только вынуть стрелу, но еще нужно приложить к ране лекарство. Ты предавался прежде сластолюбию и пьянству? Теперь постись и пей воду; старайся истребить зло, происшедшее от прежней жизни. Ты смотрел прежде сладострастными очами на чужую красоту? Вперед для бóльшей безопасности совсем не смотри на женщин. Уклонися, сказано, от зла и сотвори благо (Пс. 33:15) и еще: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33:14). А я требую, чтобы ты еще говорил доброе. Взыщи мира и пожени ù (Пс. 33:15) не только с людьми, но и с Богом. Прекрасно сказано: пожени. Подлинно, мир отринут и изгнан, и, оставив землю, отошел на небо. Но мы можем возвратить его опять, если только, оставив гордость, наглость и все, что препятствует ему, захотим вести жизнь кроткую и скромную.

(I, 379)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА X. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 3:1–6. С. 108
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 191

Господь не воспоминает прежних грехов, когда обращаемся к Нему с Покаянием

Когда мы с пламенной любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних наших грехов. Бог — не как человек: Он не укоряет уже в том, что прошло, и, когда мы раскаиваемся, не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня? Но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему, как должно. Итак, соединимся с Господом — пламенной любовью, пригвоздим страху Его (см.: Пс. 118:120) сердца наши.

(I, 576)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 21:12–32. С. 687
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 637
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Покаяние, отлагаемое на конец жизни, бывает тогда обычно бессердечным

Многие из нас живут так, как будто им не придется умереть и отдать отчет в своей жизни. Что это значит? Не от того ли это происходит, что думают покаяться только пред смертью и получить полное прощение? Конечно, Бог не отвергает и в 11-й час пришедших к Нему, то есть обратившихся к Нему всем сердцем. Но, если сердце ваше было далеко от Бога в самую большую часть вашей жизни, то думаете ли, что его легко можно подвигнуть к Богу, возбудить в нем чувства покаянные пред смертью? О, братия! Тут-то оно и упрется против вас, на погибель вашу. Случалось мне видеть не раз, как трудно слышать слово о покаянии и как теряются на исповеди пред своим исходом те, кои не думали о своем исправлении и не умели каяться при жизни. Нет, братия, христианская кончина бывает наградой истинным христианам. Кайтесь, по возможности, всю жизнь, и вас встретит мирная кончина с искренним покаянием.

(X, 887)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 31

Покаяние постоянное тайное, кроме Исповеди, в очищение вседневных грехов

Скорбь и теснота на всяку душу человека, творящего злое (Рим. 2:9). Чтобы избавиться грешнику от скорби и тесноты, или от смерти греховной, — нужно примириться с Богом, Коего он прогневал и непрестанно прогневляет грехом, от Коего сам удаляется на страну далече, к диаволу. Нужно искреннее покаяние, и как мы постоянно согрешаем, то нужно постоянное покаяние тайное, пред очами Божиими, и, в известное время, открытое пред священником. Чрез покаяние умирающая душа воскресает столько раз, сколько грешник, согрешая, кается сердечно, так что, если сто раз человек умрет на день грехом и сто раз покается искренно, то сто раз и воскреснет… В даровании грешникам покаяния до конца жизни временной, Господь являет величайшую, к нам грешным, любовь и благость, величайшие Свои щедроты. Нет числа нашим грехам, но нет числа и щедротам Божиим в помиловании нас грешных, — грешников, искренно кающихся: ибо на нераскаянных почиет вечно ярость Его (см.: Евр. 10:27).

Т. II. С. 553, 554

(X, 910)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 2. Слова
    С. 553, 554
Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Леонид (в схиме Лев), иеросхимонах Оптинский, преподобный

Предлагать Покаяние соучастнику в общем грехе — излишне

— Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе? (Старец улыбнулся).

— Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, помолиться лучше, чтобы Господь Сам тό ему внушил.

(X, 666)
Источники:
  • Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). - Москва : Козел. Введен. Оптина пустынь, 1876.
    Приложения. Вопросы ученика и ответы Старца
    С. 212
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Грешить для Покаяния есть коварство пред Богом

  1. Ты ошиблась, написала: «для покаяния и смирения надобно впасть в какие-нибудь грехи». Бывают такие случаи, но смотрительные, а не намеренные, а кто намеренно поползается в надежде покаяния «сей коварно ходит пред Богом», — пишет святой Исаак [Сирин] (слово 90).
(X, 97)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 449

Покаяние с мыслью продолжать грехи равно отчаянию

  1. Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя Своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатью Христовой, чрез разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное, упование на благость Божию, которое, также как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом.
(X, 253)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 109

И после Покаяния нужно сознавать себя грешником

  1. Хотя мы и получаем прощение грехов, по исповедании оных и разрешении от духовного отца и сообщением Святых Христовых Таинств: но памятовать, что я грешник, спасенный Христовыми заслугами, всегда должно.
(X, 323)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 651

Покаяние необходимо всегда всем, ибо совершенства на земле нет, а смиренный считает себя хуже всех

Нам, по слову св. Исаака Сирина, всегда необходимо покаяние, в коем имеют нужду до самой смерти и грешные, и праведные, ибо совершенства на земле нет. Главные же признаки искреннего покаяния суть: неосуждение других и обуздание гнева… Покаяние и исполнение заповедей Божиих начинаются с терпения находящих скорбей, как говорит преподобный Петр Дамаскин и Сам Господь во Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21:19)… Терпения же сего нельзя приобрести без смирения и самоукорения, то есть во всяком случае обвинения себя, а не других… В чем состоит истинное смирение, того словами изобразить нельзя. Впрочем, известным признаком оного поставляют святые отцы то, что смиренный, исполняя все заповеди и совершая все добродетели, при всем этом почитает себя, в чувстве души, худшим всех и грешнейшим всех. И вы старайтесь, по возможности, приблизиться к смирению, поминая свои грехи, и никак не позволяйте гнездиться в себе той мысли, что вы хороший христианин и лучше других.

(X, 337)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 739–740