
Похвала

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель
Вред похвалы
А какой, скажи мне, вред человеку от поношения и насмешек со стороны подобных ему людей, когда Создавший сердца наши и Разумеющий все дела наши прославляет и венчает его? Какая польза человеку, если вся вселенная удивляется ему и восхваляет его, а Создатель всяческих и непогрешимый Судия осудит его в тот Страшный день? А потому, зная это, возлюбленные, не будем дорожить похвалой человеческой и не будем всячески добиваться славы от людей, но ради Того Единого, Который испытует сердца и утробы, будем совершать дела добрые и убегать нечестия. Потому и Христос, научая нас не гоняться за славой человеческой, после многого другого, сказал наконец и следующее: горе вам, егда добре рекут вам вси человецы (Лк. 6:26). Смотри, как Он словом «горе» показал нам, какое готовится таким людям наказание. Это горе есть плачевное восклицание; как бы оплакивая их, (Христос) говорит: горе вам, егда рекут вам вси человецы. Заметь точность выражения: не сказал просто человецы, но вси человецы. Добродетельному человеку, идущему тесным и скорбным путем и исполняющему заповеди Христовы, невозможно заслужить от всех людей похвалу и удивление, потому что велика сила зла и вражда к добродетели. Поэтому, Господь, зная, что человеку, строго подвизающемуся в добродетели и от Него одного ожидающему похвалы, невозможно пользоваться похвалой и доброй славой от всех людей, называет несчастными тех, которые из-за похвалы людской небрегут о добродетели. Похвала от всех может служить величайшим доказательством того, что (хвалимые) немного заботятся о добродетели. Да, и как будут все хвалить добродетельного, если он станет исхищать обижаемых от обижающих, терпящих зло от желающих делать зло? Опять, если он захочет исправлять согрешающих и хвалить живущих добродетельно, то не естественно ли, что одни будут его хвалить, а другие порицать? Поэтому (Господь) говорит: горе вам, егда добре рекут вам вси человецы.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
Беседы на Книгу Бытия
БЕСЕДА XXIII. С. 218 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. IV
С. 200
Когда возможна Похвала себе
О своих добрых делах нужно говорить, когда предвидится от этого очень большая польза. Кто объявляет и разглашает их без всякого повода, тот ничем не лучше поносителя; а кто делает это с тем, чтобы разуверить человека, расстроенного (умом) и предубежденного против него, тот становится попечителем и благодетелем этого человека.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
Три беседы о Давиде и Сауле
БЕСЕДА III. Минь. Т. IV. С. 706. Творения Т. IV. С. 868.

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный
Похвала нам от людей, тупозрящих наши немощи, опасна
- Вы пишете, что были успокоиваемы совестью при моем бытии у Вас недостойным духовником; это было по вере Вашей; силен Бог и недостойными творить силы. Но сие может послужить на осуждение мне, что я принимал и приемлю от Вас и подобных Вам, тупозрящих мои немощи, ублажения.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 1. Письма к монашествующим
С. 323
При похвале помнить, все у нас Божие, а наши — грехи
- Пишешь, что увлеклась похвалой и самохвалением, и спрашиваешь: каким образом противиться сему? Кажется, всего лучше противиться смирением; не приписывать ничего себе, но Богу, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15:5). Что твое? Ты вся — творение Божие; и дарование, какое имеешь, Его же; а наша только греховность, которая и должна нас смирять.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
Ч. 2. Письма к монашествующим
С. 443
Похвала без услаждения ею не вредна
- Похвала людская не повредит, когда мы оною не услаждаемся; а если принимаем с удовольствием, то, по слову святого Исаака [Сирина]: таковой «делатель безмезден есть», то есть лишается мзды, или воздаяния.
-
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
С. 436