Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Диавол особенно вредит людям чрез Похоть, распаляя ее картинами сладострастия в скульптуре и живописи

Враг Бога и рода человеческого (сатана) непрестанно усиливается растлевать человечество больше и больше всяким образом, и особенно чрез растление (бытейских) жизнеродящих членов человеческого тела у мужчины и женщины, и в этом последнем его действии он особенно вредит человечеству, пользуясь естественными половыми побуждениями и наклонностью нашей к сладострастию и неге, и дружбою к плоти, которую Господь заповедал нам распинать с ее страстями и похотями (см.: Гал. 5:24). Здесь враг старается всеми силами распалить воображение и плоть человека, представляя ему грех в самых прекрасных, заманчивых и сладострастных образах, или чрез представление взору картин сладострастия в материальных художественных образах — скульптуры и живописи, или отлитых из металла образах женщины с ее обнаженными формами. И ныне, современный человек боготворит эти формы ваяния, живописи, пластики, ставит их на виду в своем жилище, или восхищается ими на подмостках театральных и рукоплещет им в страстном увлечении. Человечеству надо трезвиться, бодрствовать над собою и обуздывать всячески страсти свои и похоти и стараться творить волю Божию, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1; Евр. 12:14).

(X, 1074)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 4
    С. 9, 10
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Невольные движения Похоти и причины сего

  1. Ты хочешь знать и о движении похотном? Ежели оно просто движется, без нашей воли, но от естества, — это не есть побеждение. Но надобно не услаждаться оным, а зазирать себя, просить помощи от Бога и находить в себе вины; ибо и кроме естества попускается брань сия за возношение, за осуждение, за излишний покой и разрешение (на пищу).
(X, 74)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 260

При возбуждении Похоти нужно не смущение, а смирение и раскаяние

  1. Если кто победится помыслами, или двизанием плоти, не надобно смущаться, а смириться и каяться. Смущение же доказывает гордость и более врага восставляет на брань. А если не будет у кого этой (плотской) брани, то еще хуже; значит, тот имеет содружество с врагами, то они и не борют его. При том же не деревянные и не каменные, а носящие плоть; и должны победить ее с помощью Божией.
(X, 158)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 525