Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Погребение богатое не достойно зависти

Если ты обращаешь в доказательство недействительности Промысла только богатство и бедность, то есть, то, что не все пóровну имеют одну вещь, — деньги, — то когда будет доказано, что все равно пользуются не одной вещью, и притом столь маловажной, но весьма многими и гораздо важнейшими, тогда ты, очевидно, и поневоле принужден будешь этим признать Промысл Божий. Итак, поведем речь о том, чтó поддерживает нашу жизнь; исследуем это с точностью и посмотрим, имеет ли в этом богатый преимущество пред бедным. Богач, например, употребляет [дорогое] фасийское (вино) и множество других подобных напитков, искусно составленных и приготовленных с большой изысканностью. Но источники вод открыты для всех равно — и для богатых, и для бедных. Ты, может быть, усмехнулся, слыша о таком равенстве? Но рассуди, насколько вода лучше, необходимее и полезнее всякого вина, и тогда переменишь свое мнение и узнаешь истинное богатство бедных. Если уничтожить вино, от этого не будет никому большого вреда, разве только больным. Но если кто заградит источники воды и уничтожит эту стихию, тот разрушит всю нашу жизнь и истребит все искусства; мы не будем тогда в состоянии прожить и двух дней, но тотчас все умрем смертью жалкой и самой мучительной. Итак, вещи необходимые и составляющие опору нашей жизни для бедного доступны не меньше, даже, если сказать нечто и удивительное, еще больше, чем для богатого. Известно, ведь, что многие богачи, вследствие расстройства тела, происходящего у них от роскоши, бóльшей частью не могут пить воды; а бедняк во всю жизнь свободно наслаждается этой влагой, прибегая к источникам вод, как бы к источникам меда, и получая оттуда истинное, чистое удовольствие. А что огонь? Не необходимее ли он бесчисленных сокровищ и всего богатства человеческого? Но и это сокровище равно открыто для употребления и богатому, и бедному. А воздух, столь необходимый для нашей жизни, а свет солнечный, — разве богатым более доступен, а бедным меньше? Разве первые четырьмя, а последние только двумя глазами видят свет? Ведь, этого нельзя сказать. Значит, и богатым, и бедным назначено наслаждаться этим в равной мере, или лучше сказать, и здесь можно найти большое преимущество на стороне бедных благодаря тому, что у них живее чувства, острее зрение и совершеннее все силы восприятия. Потому они и получают существеннейшее удовольствие, и больше радости и наслаждения от рассматривания природы. И не только в этих стихиях, но и во всем прочем, что дает нам природа, можно видеть равенство (бедных с богатыми), или лучше преимущество бедных (пред богатыми). Так, сон, который приятнее, и необходимее, и полезнее всякой пищи, обыкновенно легче у бедных, чем у богатых, и не только легче, но и крепче. Эти последние оттого, что много веселятся, едят, когда нет голода, пьют, когда нет жажды, и спят, когда не хочется спать, в конце концов ни в чем не находят удовольствия, потому что приятность для нас той или другой вещи зависит не столько от ее свойства, сколько от потребности нашей в ней и (своевременного) ее употребления. Не так приятно пить сладкое и благовонное вино, как отрадно бывает пить воду, когда есть жажда; не так (приятно) есть сладкие пирожки, как есть, когда хочется есть; не так (приятно) спать на мягкой постели, как спать, когда клонит ко сну. И все это бывает больше у бедных, чем у богатых. А что относится к телесному здоровью, и вообще благополучию, не равно ли это принадлежит богатым и бедным? Может ли кто сказать или доказать, что одни бедные бывают больны, а богатые всегда в добром здоровье? Напротив, можно видеть, что бедные редко подвергаются неизлечимым болезням, а у богатых они поражают все тело. Подагра и головные боли, расслабление и неизлечимое расстройство нервов, злокачественные и вредные расслабления всякого рода, обыкновенно, всего более мучат этих людей, которые живут роскошно и намащаются ароматами, а не тех, которые трудятся, работают и ежедневными трудами добывают себе необходимое пропитание. В одном отношении живущие в роскоши несчастнее даже нищих; этого не станут отвергать и богатые. Часто богач, лежащий на мягкой постели, окруженный слугами и служанками, и ото всех принимающий множество услуг, услышав, как бедный кричит на улице и просит хлеба, заплачет, застонет и пожелает лучше быть таким же, только здоровым, чем богатым и больным. И не только в здоровье, но и в чадородии, богатый также не имеет никакого преимущества пред бедным. Одинаково и у богатых, и у бедных бывает и много детей, и ни одного. А вернее сказать, и здесь богатый уступает бедному. Бедняк, если не будет отцом, не чувствует большой скорби, а богач — чем более умножается его имущество, тем более терзается неимением детей и ни в чем не находит удовольствия от того, что не имеет наследника. Наследство бедного, если он умрет бездетным, не возбуждая спора по своей маловажности, переходит к его друзьям и родственникам. А наследство богача, привлекая к себе взоры всех, часто переходит в руки врагов покойного; и так как он еще при жизни своей видит это на других, то и ведет жизнь, ужаснейшую всякой смерти, ожидая, что и с ним будет то же самое. А смерть, не равно ли (постигает тех и других)? Не умирают ли преждевременной смертью как богатые, так и бедные? И по смерти, не одинаково ли и у тех, и у других тело разрушается, обращается в прах и пепел и зарождает в себе червей? Не одинаково, скажешь, погребение? Но какая от того польза?… И это ли, скажи мне, достойно ублажения? Кто так жалок и несчастен, что из-за этого станет завидовать человеку? Впрочем, если не только это, но и все прочее разберем подробно и исследуем с точностью, найдем, что бедные имеют гораздо больше преимуществ пред богатыми. Рассматривая все это со вниманием, будем думать, что мы имеем отнюдь не меньше, чем богатые. В самом деле, будем только бдительны, и мы будем иметь гораздо больше, чем они, как в вещах божественных, так и во всем настоящем. Удовольствие и безопасность, добрую славу и телесное здоровье, чистоту души, благие надежды и нерасположение к греху — найдешь больше у бедных, чем у богатых.

(I, 321)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Пять слов об Анне
    СЛОВО V. С. 827–830
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 674–676
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Отпуст панихиды особенно важен: Господь нелицемерную веру вменит в правду

Слова в отпусте панихидном за усопших: в селениих праведных учинит, в недрах Авраама упокоит, с праведными сопричтет и нас помилует — имеют важный и глубокий смысл, именно тот, что Господь, по безмерной Своей благости и человеколюбию, за одну нелицемерную веру простит нам наши согрешения, вменив веру в правду нам, не имеющим дел праведных… Вот какой утешительный смысл имеют эти слова! С каким весом, с каким упованием, с какой искренностью надо их произносить в свое время! Диаволу эти слова крайне противны и мучат его, ибо проповедуют о разрушении его державы, власти и силы над людьми, искупленными Пречистою, Бесценною, Нетленною Кровию Христовою.

(X, 1099)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 128, 129
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Завещание о. Серафима: положить с ним в гроб образок от мощей преподобного Сергия

За неделю до своей кончины, в праздник Рождества Христова 1832 года, преподобный Серафим неожиданно пришел к Литургии и причастился Святых Христовых Таин… Распростившись затем с игуменом и братией, он возвратился в свою келлию и, одному из монахов, именно Иакову, вручил финифтяный образ, представлявший посещение преподобного Сергия Матерью Божией, с такими словами: — Сей Образ наденьте на меня, когда я умру, и с ним положите меня в могилу; сей Образ прислан мне честным о. архимандритом Антонием, наместником Святой Лавры, от мощей преподобного Сергия.

(X, 770)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    С. 398

Завещание о. Серафима — положить его во гробе, им сделанном

Делал старец Серафим и предсмертные распоряжения. Игумена о. Нифонта он просил, чтобы его положили, когда помрет, в гробе, который он сам для себя приготовил, а иноку Иакову, передавая финифтяное изображение посещения Божией Матерью преподобного Сергия, сказал, когда я помру, надень на меня эту икону и с нею положи меня во гроб. Это было одним из последних распоряжений старца.

(X, 827)
Источники:
  • Жизнь преподобного Серафима Саровского. Москва, 1903.
    С. 180