Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Пища не оскверняет, но скверные помыслы рождает

Глаголет святой Симеон Дивногорец (житие 24/V): «аще и не оскверняет пища человека, обаче скверные помыслы раждает, и помрачает ум, вкореняет же и утолстевает страсть, и претворяет духовного человека в плотяна, пригвождающа мысли его к земным вожделениям».

(X, 677)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 87

Пища, по нужде принимаемая, не сквернит, но излишняя — мертвит

17. Не сквернит во уста пища, по нужде употребляемая; но скверные мысли рождает излишне приемлемая. И святой апостол объявил, что в пище нет Царствия Божия: но он же заметил, кто пространно питается, тот живой умер. Он сказал, чтобы один другого не осуждал за пищу: однако научил при всех делах, — едим ли мы, пьем ли, — все творить во славу Божию.

(X, 722)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    С. 579
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Пища телесная должна быть соединена с духовной и покой телесный — с памятованием о Боге

Когда ясти будеши и пити, и насытишися, помяни Господа Бога твоего (ср.: Втор. 8:10). Видишь, как тогда особенно, то есть, по принятии пищи, должны мы предлагать себе духовную снедь, чтобы душа, после насыщения телесной пищей, вознерадев, не впала в погибель и не дала места козням диавола, который во всякое время старается нанести нам смертельный удар.

Тот же пророк в другом месте сказал: лежа и востая, поминайте Господа Бога вашего (ср. Втор. 6:7). Видишь, что ни в какое время не следует нам изгонять из своей души это памятование (о Боге), но твердо хранить в совести, быть в постоянной бдительности и никогда не давать себе покоя, но, зная ярость врага нашего, трезвиться и бодрствовать, заграждать ему все входы, и никогда не пренебрегать духовной пищей. В этом наше спасение, в этом духовное богатство, в этом безопасность.

(I, 33)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА X. С. 83
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 90

Забота о Пище и Промысл Божий

Весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех (Мф. 6:32). Если ты скажешь: мне потому должно заботиться о пище и одежде, что они нужны, то я, напротив, скажу: по тому-то самому, что они необходимы, ты и не должен заботиться… Какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Так, и поэтому уже, Бог непременно подаст нужное. Он Сам и Творец природы, и совершенно знает нужды ее. Ты не можешь сказать, что, хотя Бог есть Отец и требуемое нами необходимо, но Он не знает, что мы имеем нужду в том. Кто знает самую природу, Кто сотворил и так устроил ее, Тот, очевидно, знает и нужды ее лучше тебя, имеющего нужду в пище и одежде: Ему же, ведь, угодно было даровать природе твоей такую потребность. Он не будет противоречить Себе, лишая наше естество нужного и необходимого, тогда, как Сам устроил его с такими потребностями. Итак, не будем заботиться; от забот своих мы ничего не получим, кроме того только, что они развлекут нас. Если Бог подает нам все нужное, заботимся ли о том или не заботимся, и, притом, подаст скорее тогда, когда мы не заботимся, то какую пользу доставляет тебе твоя суетливость, кроме того, что ты казнишь самого себя? Заботится ли о пище тот, кто идет на пышный обед? Запасается ли питьем тот, кто идет к источнику? И мы, имея у себя блага лучше и обильнее, нежели сколько воды в потоках и брашен на вечерях, то есть, Промысл Божий, — не должны заботиться и малодушествовать.

(I, 450)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:28–34. С. 252
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 302

Пища особо роскошная — дань сластолюбию

Посмотрим на вожделения, происходящие от сластолюбия, которым служат искусные повара, приготовляющие различные лакомые кушанья. Я стыжусь подробно и перечислять их; упомяну только о дорогих птицах, о соусах, богато приправленных, о жидких и сухих кушаньях, и о правилах, установленных для пиршеств. Как правители городов и военачальники, устанавливающие воинов в строй, так и законодатели пиршеств полагают правила и назначают, что должно подавать прежде и чтό после. Иные сначала предлагают птиц, изжаренных на угольях и начиненных рыбой; а другие начинают с других кушаньев и много спорят о качестве, о порядке и о количестве их, и хвалятся тем, чего бы надлежало стыдиться, — одни, что провели в пиршестве половину дня, другие целый день, а иные еще и ночь. Посмотри, бедный человек, как мало нужно пищи для желудка, — и постыдись неумеренности твоих забот о его насыщении!

(I, 584)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 22:15–33. С. 716
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 660
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Не жалеть Пищи для других, ибо наша пища — Христос

Един живот и истинная сладость моя, пища и питие мое — Христос. Так говори врагу, прельщающему тебя сладостью брашен, и жалеющему их для других. По святому Макарию, нужно радоваться, что они истребляются другими: чрез это меньше бремени на душе и легче восходить ей на небо.

(X, 1052)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 3
    С. 728