Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Долг Пастыря — отлучать от Церкви явных грешников

Многие, думаю, из тех, которые недавно оставили нас и ушли на зрелища беззакония, сегодня находятся здесь. Я хотел бы видеть их своими глазами, чтобы изгнать из священного притвора — не с тем, чтобы они навсегда остались вне его, но, чтобы исправились и, потом, вошли сюда снова. Так, часто, и отцы выгоняют дурных детей из дома и удаляют от стола не с тем, чтобы они навсегда лишились того и другого, но, чтобы, сделавшись лучшими от этого вразумления, возвратились под родительский кров с подобающей честью. Так делают и пастухи: отделяют овец, покрытых коростой, от здоровых, чтобы они, освободившись от злокачественной болезни, безопасно могли возвратиться к здоровым, и чтобы больные не сообщили всему стаду той же болезни. Поэтому, и мы хотели видеть их; но, если не можем рассмотреть их чувственными глазами, то слово отметит их и, коснувшись их совести, легко убедит их добровольно выйти (из церкви), внушая то, что внутри (ее) находится только тот, кто имеет расположение духа, достойное пребывания здесь, а тот, кто приходит в это священное собрание с развращенными нравами, хотя и входит сюда телом, извержен (отсюда) и удален.

(I, 328)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Три беседы о Давиде и Сауле
    БЕСЕДА III. С. 854
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 695

Пастырь просит о любви к себе и приводит основания из богослужения, разума и жизни

Итак, вместите ны (2 Кор. 7:2), — как увещевал Павел. Это сказано у него не о трапезе, но о сердце и расположении. Того же и мы от вас требуем: любви, приязни сердечной и искренней. Если же и это тяжело для вас, то, по крайней мере, оставив теперешнюю беспечность, возлюбите самих себя. Для нашего утешения довольно и того, если увидим, что вы успеваете в добре и делаетесь лучшими. В таком случае, и я покажу бóльше любви, если и слишком любя вас, вами буду любим менее (ср.: 2 Кор.12:15). Многое, ведь, побуждает нас к взаимному общению: всем нам предлагается одна Трапеза; один Отец породил нас; все мы произошли от одной утробы; всем подается одно Питие, и не только одно, но из одной Чаши. Отец, между прочими средствами расположить нас к взаимной любви, употребил и то, чтобы мы пили из одной Чаши: это служит знаком крепкой любви. Но скажешь, что мы не можем равняться с апостолами. И я в том согласен, и нимало не спорю; мы не стóим не только их, но даже и тени их. Но, при всем том, вы должны исполнять свое дело. Это не только не сделает вам стыда, но еще более послужит к вашей пользе. Когда будете оказывать должную любовь и послушание к недостойным, получите бóльшее воздаяние. Если мы, на самом деле, недостойны любви, то, по крайней мере, достойны ее за любовь нашу к вам. Кроме того, нам заповедано любить не только любящих нас, но и врагов наших. Кто же будет столь жестокосерд, столь груб, что, получивши такую заповедь, станет отвращаться и ненавидеть даже любящих его, хотя сам исполнен бесчисленных пороков? Мы имели общение в духовной трапезе, будем иметь общение и в духовной любви. Если разбойники, сидя за общим столом, забывают свои злые нравы, то, какое будем иметь оправдание мы, которые, всегда приобщаясь Тела Господня, не подражаем даже и им в кротости? Для многих служит достаточным побуждением к дружбе не только то, что имеют общий стол, но и то, что они из одного города; а мы, у которых и град, и дом, и стол, и Путь, и Дверь, и Корень, и Жизнь, и Глава, и Пастырь, и Царь, и Учитель, и Творец, и Судия, и Отец, и все общее, — какое будем иметь извинение, удаляясь от общения друг с другом? Не требуете ли и от нас чудес, какие творили апостолы, приходя проповедовать? Чтобы и мы очищали прокаженных, изгоняли бесов, воскрешали мертвых? Но то и будет самым сильным доказательством вашего благородства и любви, если будете веровать в Бога, не требуя залогов. Бог, как по этой причине, так и по другим, прекратил чудеса. Если без чудес, обладающие теми или другими совершенствами, как тό: даром слова, или благочестием, — тщеславятся, превозносятся, друг от друга отделяются, то, где не было бы разделений, если бы были еще и чудеса? Ищи не чудес, но спасения души.

(I, 484)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 9:27–10:15. С. 360
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 385

Болезнь Пастыря и узы любви с пасомыми

Как будто возвратился я к вам из дальнего пути, — так чувствую себя сегодня. Для любящих, когда им нельзя быть вместе с теми, кого любят, нет никакой пользы от близости. Потому и мы, оставаясь дома, чувствовали себя ничем не лучше странников, так как не могли в минувшее время беседовать с вами. Но простите: молчание было не от лености, а от болезни. Теперь вы радуетесь тому, что мы освободились от болезни, а я радуюсь, что снова наслаждаюсь вашей любовью. Для меня и тогда, когда я был болен, тягостнее самой болезни было то, что не мог участвовать в этом любезном собрании, и теперь, когда оправился от болезни, вожделеннее самого здоровья то, что имею возможность спокойно наслаждаться вашей любовью. Не так горячка жжет тела, одержимые ею, как наши души — разлука с любимыми, и как те ищут чаш и стаканов с холодной водой, так эти — любимых лиц. Это хорошо знают те, кто привык любить. Так вот, когда освободились мы от болезни, насытимся опять друг другом, если только можно когда-либо насытиться, потому что любовь не знает насыщения, но, постоянно наслаждаясь любимыми, более и более воспламеняется.

(I, 658)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 1–2
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 17
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Исповедание Пастыря, какое благотворное действие производят на него Святые Тайны

Не думайте, что вера наша не животворна для нас — пастырей, что мы лицемерно служим Богу. Нет: мы первые больше всех пользуемся милостями Божиими и знаем по опыту, чтό для нас Господь с Его таинствами, чтό Его Матерь Пречистая, и Его святые. Например, причащаясь Животворящих Таин Тела и Крови Господних, мы часто — часто испытывали на себе их животворность, небесные дары мира и радости о Духе Святом; знаем, что не веселит так милостивый царский взор последнего из подданных, как веселит благостный взор Небесного Владыки нашего, как веселят Его Тайны. И мы были бы крайне неблагодарны пред Господом и ожесточенны сердцем, если бы не поведали об этой славе Животворящих Таин всем возлюбленным Божиим, — если бы не прославляли Его чудес, в нашем сердце совершающихся в каждую Божественную Литургию.

(X, 936)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 1
    С. 67, 68

Цепь Пастырей непрерывно ведет к Пастыреначальнику Христу

Восходя от настоящего живого общества священноначалия церковного по лествице веков, мы доходим, наконец, до первых преемников апостольских, а, таким образом, до Апостолов и Самого Господа Иисуса Христа. Последствие необходимо приводит к началу. Представляй чаще эту живую, величественную цепь церковных пастырей и учителей, и на верху ее — Пастыреначальника, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

(X, 1130)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 32
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Пастырю дана власть разрешать грехи, но не разрешать нарушение правил Церкви, иначе грех будет нераскаянный

  1. Вы просите от меня разрешения на употребление скоромной пищи в святой Пост Рождества Христова, по случаю лечения Ваших болезней. Я думаю, Вы уверены в том, что желаю Вам быть здоровой, но и я не сомневаюсь, что Вы не потребуете от меня невозможного. Премилосердый Господь удостоил и меня непотребного быть в числе последнейших Его служителей, и чрез Святых Апостолов и их преемников, даровал власть вязать и решить грехи (см.: Мф. 18:18); но разрешать правила, установленные Святой Церковью, власти мне не дал. Это все тоже бы было, что позволять или разрешать делать грехи. Внемлите слову: дана власть разрешать сделанные по немощи человеческой грехи, когда согрешившие о сем каются, а не позволять. Нарушение правил, Церковью учрежденных, тоже вменяется в грех (см.: Лк. 10:16)… Рассудите же, как я могу дать Вам разрешение поста на скоромное? Ежели Вы сами собой сделаете, хотя и по нужде, но будете чувствовать свой грех, об оном болезновать и каяться, есть надежда и на милосердие Божие о прощении, а когда я Вам разрешу, Вы не будете себя считать во грехе и не будете раскаиваться, я буду сему причиной, и грех все-таки будет на Вас, только с той разницей, что нераскаянный. Предоставив Вам с своей стороны резоны, по коим не могу разрешать вам на скоромную пищу, отдаю на свободную Вашу волю поступать в сем деле; желаю, и да даст вам Господь истинный разум, как поступить в таком недоумении, и да успокоит совесть Вашу, подаст здравие, не только телесное, но и душевное; это неоспоримо, что причиной телесных болезней бывают душевные, промыслом Божиим, невольно нас спасающим.
(X, 235)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 699–700