Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Писания Отцов Церкви заменяют нам духоносных наставников, при оскудении их

  1. Премилосердый Господь, хотящий всем спастися и в разум истины приити (ср.: 1 Тим. 2:4), предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников монашеского жительства, оставил богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, дабы, хотящие получить спасение, держались правого разума, в учении их находящегося и не уклонялись ни на десно, ни на шуе, но правым путем идуще, сопротивлялись страстям и, при помощи Божией, побеждая их, успевали в терпении и смирении, кротости и любви, и тако бы достигали Града Царствия Божия.
(X, 22)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 228–229

Мысли творений Отцов Церкви нужно применять к себе с рассуждением, храня смирение

143. Спрашиваешь ты о словах святого Исаака, написанных у Каллиста, о молитве, которая без утруждения тела и утеснения сердца есть изверг. Это сказано, чтобы мы не возносились о своей молитве, а считали бы ее ничтожной; но не малодушествовали. Господь приемлет молитву смиренных. А притом это клонится не к таким подвижникам, как мы с тобой, но к проходящим большие труды и подвиги, и во всем себя понуждающим; а мы с тобой какие молитвенники? И невольно надобно смириться. Ежели ж ты, не видя в себе таких трудов, какие сказаны в утруждении тела и утешении сердца, уныв, оставишь и ту, какую имеешь молитву, то чтό из сего будет? Писание — что лес темный; в нем можно скоро заблудиться, когда примемся не по нашей мере и силе. А вот, это для нас полезнее и спасительнее: у того же святого Исаака в 55-м слове написано: «иже не помышляет себя быти грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом». Есть и подобное сему, но паче всего должно обращать внимание, при всем нашем делании благом, на смирение, без коего все наши дела ничтожны.

(X, 90)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 406–407