Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Переносить Оскорбления сначала трудно, а потом радостно

  1. Да вразумит Вас Господь! Коль нужно каждому наблюдать благие мысли и, чтό есть оскорбительное сердцу, наносимое от других, тό великодушно переносить и терпеть безропотно ради Рекшего: Мне отмщение, глаголет Господь (ср.: Рим. 12:19). Хотя и больно необыкшему сердцу начать переносить безропотно всякия скорби, но под конец покойно, спасительно и радостно. Как не может человек ничего творить о себе самом, так и ничего нет невозможного чистым сердцем верующему о Господе.
(X, 690)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 245
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Кротость делает Оскорбление не обидным

Заботься о том, как бы уврачевать врага своего и возвратить его к кротости; и до тех пор не переставай делать и говорить все, пока своей кротостью не победишь его жестокости. Ничего нет могущественнее кротости. Указывая на это самое, некто сказал: язык мягок сокрушает кости (ср.: Притч. 25:15). Что тверже кости? Однако, хотя бы кто был так же тверд и жесток (как она), и его легко победит тот, кто будет обращаться с ним кротко. И еще: ответ смирен отвращает ярость (ср.: Притч. 15:1). Отсюда ясно, что ты более, чем сам враг твой, властен и раздражить, и укротить его. В самом деле, от нас, а не от тех, кто гневается (на нас) зависит и погасить пламень их гнева, и раздуть его сильнее. И это самое объяснил опять, сказавший предыдущие слова, простым примером. Если, говорит, подуешь на искру огня, то возгорится пламя, а если плюнешь, то погасишь; тó и другое в твоей власти: обоя изо уст твоих исходят (ср.: Сир. 28:14). Так и с враждой ближнего: если ты будешь говорить с ним дерзко и надменно, то зажжешь в нем огонь, раздуешь угли; а, если кротко и ласково, то потушишь весь гнев прежде, чем поднимется пламя. Не говори же: то и то потерпел я; то и то слышал. Все это от тебя зависит. От тебя зависит воспламенить или погасить гнев, точно так же, как зажечь или потушить искру. Когда увидишь врага, или придет тебе на ум, сколько ты слышал или потерпел неприятностей, старайся забыть все это; если же и вспомнишь, приписывай это диаволу, а сам припоминай то, что (враг) сказал или сделал тебе когда-либо доброго. Если на этом будешь останавливаться воспоминанием, то скоро прекратишь вражду. А если вознамеришься и обличить врага, и рассчитаться с ним, то наперед подави страсть и погаси гнев, а потом уже рассчитывайся и обличай: тогда легко можешь победить его. В гневе мы не можем ни сказать, ни выслушать что-нибудь здравое; а, освободясь от этой страсти, и сами не выпустим обидного слова, и не послышится нам, будто другие говорят что-нибудь такое, потому что обыкновенно мы раздражаемся не столько от самого свойства слов, сколько от того, что уже до этого были объяты враждой. Так часто, когда те же самые оскорбительные слова говорят нам или друзья в шутку и в веселом расположении духа, или малые дети, мы не только не чувствуем ничего неприятного и не сердимся, но еще улыбаемся и заливаемся смехом: это оттого, что мы слушаем не с расстроенным духом, не с объятой гневом душой. Стало быть, и в отношении к врагам, если ты погасишь гнев и отбросишь вражду, то никакое слово не сможет огорчить тебя.

(I, 335)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Три беседы о Давиде и Сауле
    БЕСЕДА III. С. 866–867
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 705

Оскорбление Богу ужаснее геенны

Хотя многим геенна и кажется ужасной, но я никогда не перестану вопиять, что оскорбить Христа — мучительнее и ужаснее самой геенны, и вам советую прийти в то же чувство. Тогда мы и геенны избавимся, и будем наслаждаться славой Христовой.

(I, 495)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 11:1–6. С. 401
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 419

Как смягчить гнев при Оскорблении

Если ты скажешь, что воспоминание об оскорблении воспламеняет тебя гневом, то вспомни, не сделал ли тебе добра оскорбивший тебя? А вместе подумай, сколько зла замышлял ты сам против других? Он тебя злословил и бесчестил? Представь, что и ты иных злословил. Как же получишь ты прощение, когда сам другим в нем отказываешь? Но ты никого не злословил? За то ты слушал, как другого злословили и соглашался. А и это не безгрешно… Если мы, будучи злы, когда наказываем слугу и видим, что кто-либо из товарищей его смеется, еще более раздражаемся и обращаем гнев свой против последнего, то тем более Бог накажет тех, которые радуются, видя наказываемых Им. А если должно жалеть, а не нападать на тех, которые наказываются от Бога, то тем более должно жалеть тех, которые согрешают против нас. Это — знак любви, а любовь Бог всему предпочитает.

(I, 614)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXIX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 25:31–26:5. С. 798–799
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 722

Оскорбление в слове: урод

Иже аще речет брату своему: уроде, повинен будет геенне огненней (ср.: Мф. 5:22)… Некоторые полагают, что это сказано скорее гиперболически. Но, разве ты не знаешь, что большая часть грехов и наказаний происходит от слов? Чрез слова происходят хулы, чрез слова — отречение от Бога, ругательства, обиды, клятвопреступления, лжесвидетельства и убийства. Итак, не смотри на то, что тут только одно слово, но разбери, не влечет ли оно за собою великой опасности. Или не знаешь, что во время ссоры, когда возгорается гнев и душа воспламеняется, и самая ничтожная мелочь представляется чем-то великим, и не очень обидное слово кажется нестерпимым? Такие мелочи весьма часто порождают убийства и разрушают целые города. Как дружба и тяжкое делает легким, так, напротив, вражда и малое превращает в несносное, и, хотя бы что сказано было просто, во вражде представляется, что это сказано со злым намерением. Подлинно, ничто не бывает так несносно, как оскорбление, ничто столько не угрызает душу человеческую; а чем язвительнее слова обидные, тем сильнейший возгорается огонь. Итак, не почитай за маловажное называть другого уродом (безумным). Когда ты отнимаешь у брата своего то, чем мы отличаемся от бессловесных, и что преимущественно делает нас людьми, то есть ум и рассудок, ты чрез это лишаешь его всякого благородства. Не думай же, чтобы в словах Христовых было преувеличение, но, размыслив, какие от этих постановлений происходят блага, удивляйся их кротости. Ведь, Бог ни о чем так не печется, как о том, чтобы мы жили в единении и союзе между собой. Потому-то Господь и Сам, и чрез Своих учеников, как в Новом, так и в Ветхом Завете, много говорит об этой заповеди, и показывает Себя строгим мстителем и карателем за пренебрежение ею.

(I, 414)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 5:17–26. С. 182–183
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 249
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Всякое Оскорбление посылается нам от Промысла, мы же еще отягчаем его ропотом и обвинением других

  1. Ежели мы веруем в Господа, то веруем и учению Его Всеблагому, Всепремудрому и Вездесущему; а Он заповедал нам, чтобы любить не только любящих нас, а и самих врагов; и что никто не может нам сотворить никакого зла или оскорбления без воли Его; удостоверил, что Он имеет о всем промысл, что даже и птица не падет без воли Его (Мф. 10:29). И влас главы нашея не погибнет (Лк. 21:18), — аще Он не попустит; и, ежели кто нас оскорбляет, то явно, что попущением Его, к наказанию нашему, или искусу нашей веры; и заповедал любить оскорбляющих (Мф. 5:44). Когда же мы сего не исполняем, обретаемся преступницы заповедей Его, а когда ропщем и обвиняем других, то еще более отягощаем свои скорби.
(X, 52)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 48–49

Принять Оскорбление без вины — участие в терновом венце

  1. Ищущим спасения и не достигающим оного делами, Господь Премилосердый восполняет недостаток Ваш болезнями и скорбями. Если Вас и неправильно оскорбляют, то Вы знаете, что неправда наша Божию правду в нас соделывает (ср.: Рим. 3:5)… Вы, кажется, веруете, что без попущения Божия ничтоже может с нами случиться; но и в сем случае повелел Бог ей тебя пощелкать; но ты не приняла со смирением, а сама отщелкала и не восхотела быть участницей «тернового венца» за слово оскорбительное без предварившей от тебя причины. Конечно, это немощь твоя и гордость.
(X, 133)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 292
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Перенесение Оскорбления дает мир душевный

  1. Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И потому оскорбления от других переносить должно равнодушно, и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога… Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно. Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает божественные откровения. При сем, должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
(X, 785)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 442, 444.