Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При погребении о. М а к а р и я всем было дано тайное утешение

  1. При погребении батюшки отца Макария присутствующие сподобились принять благословение от батюшки и насладиться духовного торжества. Все плачут лишь тогда, когда обращаются к своему поражению и лишению отца… Когда же обращаются к состоянию батюшки, то всякий чувствует тайное утешение.
(X, 361)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 99

Воля покойного о. М а к а р и я может быть изменена только волей Божией

  1. Покойный старец, батюшка отец Макарий, в предсмертной своей болезни указал мне на трех человек, объявить им его волю, и я никак не могу действовать вопреки указания покойного старца. Если воля Божия будет изменить это указание, то это — иное дело.
(X, 362)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 110

Для о. А м в р о с и я спасение других дороже своего

  1. Помолитесь о мне, немощном и грешном, чтобы мне и другим не досадить и своей душе не повредить. Все только чужие крыши стараюсь покрывать, а своя храмина душевная стоит раскрытой. Помолитесь, чтобы Господь, имиже весть судьбами не лишил милости Своей вечной.
(X, 377)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 147

Старец Амвросий, вынося только 17°С тепла, принимал постоянно приходящих

  1. И не знаю, как и с чем явлюсь на Суд Божий. А время это заметно приближается, ибо слабость и болезненность усиливаются, переодевания и переобувания утроились, жáра и хóлода равно не выношу; в меру только 17°С тепла, а выше и ниже дурно влияет. Вот тут и умудряйся около одного градуса вертеться, и как один этот градус удержать, когда постоянно подходят натуральные печки и своими толками умножают жар.
(X, 385)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 175

О. А м в р о с и й желал уединения, но болезнью прикован был к месту, всегда посещаемому

  1. Ты, хотя по временам, находишься в затворе, а я постоянно нахожусь на народном сборе и разборе дел человеческих, большей частью временных и суетных, предоставив вечное свое спасение единому милосердию Божию. Хоть бы на время желал бы куда уйти или уехать, но болезненное положение не выпускает из келии, в двери коей с двух сторон стучат и докучают принять и потолковать о нужном и ненужном, а слабость моя преклоняет принять. Вот и не знаешь, как дело это понять.
(X, 386)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 176

О. Л е о н и д  и молитва его за самоубийцу

  1. Самоубийцу, по правилам церковным, поминать в церкви не следует; а родные могут келейно о нем молиться, как старец Леонид разрешил [Вот молитва его: «Взыщи, Господи, погибшую душу N, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя». (Жизнеописание старца Леонида Оптинского. — М., 1876. — С. 210)]. Нам известны многие примеры, что молитва эта, переданная старцем Леонидом, многих успокоивала и утешала, и оказывалась действительной пред Господом.
(X, 462)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 106

Радость издания писем о. М а к а р и я, где всякому назидание, утешение и руководство

  1. Слава и благодарение Всеблагому Господу, приведшему к окончанию напечатание драгоценных писем блаженного нашего отца. Пользовал он многих при жизни своей, а теперь будет пользовать непрестанно, кажется, и множайших, письменными своими наставлениями. Покойный батюшка отец Макарий по смирению своему лично многое не высказывал, щадя немощь нашу; в письмах же своих он обнажает истину прямо, а часто — не обинуясь, как и об апостоле Павле говорится, что пришествие его смиренно, а послания грозны. — Вам же, Н.П., предлежит от людей общая благодарность, а от Бога ожидание милости и воздаяние за искреннее и усердное участие в издании таких душеполезных книг, в коих всякий, произволяющий благое, найдет назидание и утешение в скорби, и прямое руководство в духовной жизни.
(X, 518)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 89‒90

Молитва о. М а к ар и я  действенна

  1. Молитва общего нашего отца, покойного батюшки о. Макария, да покроет нас обоих, и за его духовное ходатайство да вразумит нас Господь на все душеполезное и спасительное.
(X, 524)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 101

О. А м в р о с и й из-за душевной пользы ближних, оставил заботу о себе

  1. Могу ли я оставить Вас, когда я, по недостатку истинного рассуждения, презрел свою душу, и собственное спасение оставил на произвол судьбы, мняся заботиться о душевной пользе ближних? Не знаю, есть ли кто неразумнее меня?! Будучи немощен крайне, телом и душою, беруся за дела сильных и здоровых душевно и телесно. О, дабы простил мне Всеблагий Господь неразумие мое за молитвы блаженного отца нашего старца Макария!
(X, 568)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 148

В письмах о. М а к а р и я разрешение недоумений жизни

  1. Описываете прискорбные и затруднительные свои обстоятельства и говорите, что часто чувствуете потребность в духовном наставлении и укреплении. Советую Вам достать себе книгу: «Письма блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария к мирским особам»… Читайте эти письма. Не сомневаюсь, в них найдете Вы себе обильное назидание и утешение в Ваших скорбях, и разрешение встречающихся Вам недоумений. От себя могу Вам сказать лишь немногое. В настоящее время, кажется, более чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах Святой Православной Церкви. Посреди всех этих трудностей остается нам одно: прибегать к Господу Богу, усердно просить от Него помощи и вразумления, и затем, с своей стороны, делать все, что можем, по крайнему нашему разумению; остальное же все предоставить на волю Божию и на Его Промысл, не смущаясь, если другие не так поступают, как бы нам желалось.
(X, 573)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 162‒163

О. А м в р о с и й: тяжесть его болезни зимой и благодарение Богу, все во благое устрояющему

  1. В зимнее время и вообще всегда для меня бывает тяжелее, чем летом, по тому уже одному, что всю зиму сижу в келье; да и тут иногда простужусь от посетителей, если кто-нибудь из них войдет ко мне не обогревшись. Но что же делать? Должно быть Господь лучше нас знает, что для нас полезнее, а потому-то и посылает, кому здоровье, а кому и нездоровье. За все же слава и благодарение Милосердому Господу, Который не по беззакониям нашим творит с нами, и не по грехам нашим воздает нам; но если и наказывает нас, то с пощадением.
(X, 576)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 165