Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Лучшее правило для Общественной жизни: хощу, якоже будет

  1. Ты стужаешь и отягощаешься на начальнические должности, и часто принимаешь помыслы, нельзя ли как избыть тяготы сей. Эти помыслы двоедушия для тебя весьма вредны. Они не только не облегчают, но более усугубляют тяготу начальства, расслабляя дух, и как бы отнимая руки от предлежащих дел. Хорошо и полезно потрудиться для ближнего, хотя бы после и пришлось быть в заштате, по воле Всеблагого и Всепремудрого Промысла Божия. Опытнейший из начальников монастырских, преподобный Авва Дорофей, описывая причины успокоения душевного, выставил главную причину так: хощу, якоже будет.
(X, 363)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 110
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Смирение нужно и в ней, ибо здесь гордость — под видом оскорбленного самолюбия

  1. Грехи каждого из нас единому Богу известны, и не можем судить того, чего не знаем; но есть грехи, кои и не почитают грехами: это есть гордость, названная в свете: «благородное самолюбие». Когда исполняют дело по должности и в обществе очень хорошо и похвально, самолюбие имеет здесь первое место и служит побуждением; а свое мнение дает им цену… и гордится, нимало не считая это за грех, а смирения нет. Господь же заповедал во всех случаях жизни — смирение, коим уничтожается всякое о себе мнение. Многие есть примеры, что за гордость Господь наказывает людей различными наказаниями. Навуходоносор-царь (см.: Дан. 4:27) вдруг изступил умом и превратился в зверя. И в наше время знаю бывшие примеры: один майор, командовавший полком, с большими достоинствами, но, услышав одно слово от бригадного генерала: «г. майор, вы не так командуете!» — сошел с ума; и много-много есть подобных случаев, и различных наказаний. Надобно искать врачевства в смирении, на которое Бог призирает. Царю и пророку Давиду, видно, нужно было смирение, когда он воззвал: благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118:71), а прежде даже не смиритимися, аз прегреших (Пс. 118:67).
(X, 144)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 443

Хлопоты для общей пользы равны уединенному подвигу

  1. Вы скорбите, что чрез занятие по должности лишились своего уединения, и замечаете себя во многом хуже против прежнего устроения; но вспомните, что в это проведенное вами время другая занимала сей пост, и была как бы оградою для Вас и для прочих в спокойном пребывании. По совершении же ею сего поприща, пал жребий и на Вас, чтобы, в свою очередь, пожертвовать спокойствием для прочих, и это не без промысла и смотрения Божия происходит. Хлопоты Ваши для общей пользы то же, что уединенное жительство; но из сего не малая польза, что вы видите скудной себя в добродетелях, — смиряетесь.
(X, 183)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 202–203