Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Их не оскорблять, а ставить свечу за них за Престол, — велел о. Серафим

  1. Благодарю Вас! Блаженно уснувшего до воскресения всеобщего, старца иеромонаха Серафима, пустынника Саровского, портретом Вы меня много утешили… Он приятно увещевал Вас к строгому благочестию и соблюдению всего долга христианского, чтобы никак не оскорблять Вас оскорбляющего, но даже и свечу ставить за Престол о здравии и спасении его. Вот что значит иметь во всем терпение и быть истинной христианкой! Благим делом побеждается злоба, смиряется гордый.
(X, 712)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 480–481

Не гневаться на них, а себя нудить к молитве за них

  1. Кто тебя или словом, или делом обидит, ты на того не гневайся, но прости ему от сердца, якоже глаголет Христово слово: отпущайте и отпустят вам (то есть прощайте и прощены будете (Лк. 6:37)); и отшедши помолися о нем, глаголя: Господи, остави ему или ей; и, хотя сердце не хочет того, ты нуди себя на тое; а далее удобно будет.
(X, 732)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 3
    С. 722
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Обижающие нас достойны особого сожаления и любви нашей

В злобе своей на нас, в коварстве против нас и в оскорблениях, наносимых нам различным образом, люди достойны особенного сожаления и любви нашей, как больные и погибающие, сделавшиеся орудием всезлобного врага нашего, диавола, который учит нас всякому злу, который ищет чрез подобных нам сделать нам какое-либо огорчение и беду. Но эти огорчения и беды бывают для нас же очень, очень полезны, открывая нам наши язвы сердечные, коих мы не видели и не чувствовали.

(X, 989)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 403, 404

Обижающие касаются только коры, а не сердцевины сердца моего, зачем же я сам буду терзать сердце свое из-за них?

Если кто-нибудь вредит твоему внешнему благосостоянию, нимало не вредя благосостоянию души твоей и, если ты начинаешь беспокоиться при этом, предаваться движению гнева или другой страсти, то скажи себе: странный я человек! Зачем я возмущаюсь духом от таких мелочей? Люди касаются только, так сказать, коры моей: сердцевины (сердца) не достать им. Зачем же я сам трогаю из-за них свое сердце и своим неразумием причиняю ему боль?

(X, 1126)
Источники:
  • Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). - С.-Петербург : ред. журн. "С.-Петерб. духов. вестн.", 1900.
    С. 19
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Их нужно считать своими благодетелями

  1. Взирая на заповеди Божии, повелевающие любить даже врагов, и, видя, сколь еще далеки мы от исполнения оных, мы должны считать людей, оскорбляющих нас, своими благодетелями, а не укорять их, хотя бы и неправильно на нас нападали, ибо Бог попустил так быть к нашей пользе душевной; возмущение же сердца своего считать душевной своей болезнью, а слова их досадительные — врачевством; и по времени понуждая себя, получишь помощь Божию.
(X, 153)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 514–515
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Им (Обижающим) нужно посылать дары

Еще сказал: не забывай дары посылать обидевшим тебя.

(X, 750)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Житие преподобного Серафима Саровского
    С. 272