Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Обеты неосмотрительные лучше отменить с раскаянием, чем исполнить во вред ближнему

208. N писала мне, что одна сестра, долго жившая в обители, по искушению вражию вышла из обители. А при выходе ты, убеждая ее остаться, сказала: истину тебе говорю, евангельское слово, если будешь опять проситься — не приму. Теперь эта сестра, опомнившись и увидевши свою ошибку, усердно просится опять в обитель. А ты, опираясь на свое слово, не принимаешь ее, несмотря на ее раскаяние и обещание все терпеть. Евангельская заповедь Самого Господа — семьдесят крат седмерицею прощать согрешившему против нас, выше твоего евангельского слова. На Усекновение Предтечи поется в стихирах об Ироде, что лучше было бы ему, солгавшу, жизнь получити, нежели истинствовавшу главу Предтечи усекнути. Так и нам не следует отсекать жизни монашеской этой сестры. Себя же укорим за неосмотрительное слово и при исповеди покаемся в этом.

(X, 388)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 179
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Паломничество, как Обет, можно отменить

  1. Касательно просящихся у Вас на богомолье, надобно иметь рассмотрение, кого пустить, глядя по надежности жизни, указных же без воли архиерея не советую отпускать. Пользы мало от их странствования, и, кажется, есть надежда, что угодники простят их в неисполнении сих обетов, а другие и нарочно наделают обетов, дабы постранствовать, соскучившись быть на одном месте.
(X, 3)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 15

Исполнение Обета, превышающего силы, не требует Бог

  1. О том, что Вы налагали на себя пост: хлеб и воду, — и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание Ваше не имело рассуждения, и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует.
(X, 268)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 251

Обеты можно изменять чрез своего духовника

  1. Об обетах ничего не случалось мне видеть в Писании, что давать должно с благословения; знаю, что дают оные просто; но есть безрассудные обеты и неудобь исполнимые. В этом надобно предоставить на рассуждение духовного отца, он может переменить на другой — удобоисполнимый.
(X, 307)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    Ч. 5. Собрание писем к мирским особам
    С. 480–481