Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Временное успокоение в Невидимой брани считать подсадой врага, а не достижением

  1. Не высокоумие ли это — получив некоторое временное успокоение от брани, ты поверила, что это хранение ума. Иоанн Лествичник говорит: елико отстоят востоцы от запад, толико хранение ума выше хранения помыслов и несравненно труднее оного. А мы с тобою и помыслов своих не умеем хранить, как должно: то откуда же возьмется у нас хранение ума? Твое спокойствие было не хранение ума, а явная подсада вражия… Это бесовское наругание, попущенное ради твоего высокоумия; а цель его всегдашняя — смутить и отвлечь человека от смиренного молитвенного состояния… Говоришь еще: желанием желаю непрестанно чистым умом и сердцем славословить Господа. — Другими словами: нечистый желал бы быть чистым. Все это очень высоко; а достигается то, чего ты желаешь, покаянием и исполнением заповедей Божиих, и смирением.
(X, 401)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 9–10

В Невидимой брани рассуждениями врага не победишь, против него — молитва со смирением

  1. Тебе теперь крепче должно держаться молитвы, и не увлекаться никакими ни помыслами, ни рассуждениями, хотя бы они с шуией стороны происходили, хотя бы, по-видимому, с десной. Молитва со смирением — непобедимое оружие на врага, а разсуждениями его не победишь… Тебе враг внушает искать высоких дарований. Ты приими это внушение по-своему, то есть с полезной мыслью, по свидетельству Священного Писания, из коего видно, что нет выше дарования, как дарование смирения, как и Сам Господь говорит: смиряяй себе вознесется (ср.: Лк. 18:14). Этого дарования ищи, к этому дарованию стремись. После смирения второе дарование — очищение от страстей, особенно от главных, — от славолюбия, от сугубого сластолюбия и тонкого любоимания.
(X, 411)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 21

Невидимую брань облегчает смирение, как и здоровье — труд в сырую погоду

  1. Путь борьбы со страстями общий, но на этом общем пути каждый человек испытывает больше или меньше, то или другое, по своему устроению и своим чувствам. Скажу тебе пример: в сырую холодную погоду по одной и той же дороге идут несколько человек. Здоровый озябнет, да и только. У кого же послабее здоровье, тот простудится, схватит насморк, — разболится голова. А человек болезненный и совсем разболеется от того, что для здорового проходит бесследно. Так разумей и о брани духовной… Облегчается она смирением; а усиливается от высокоумия и гордости.
(X, 452)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 94
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Невидимая брань со страстями и помыслами: в ней прибегать к смирению и терпению

  1. Ты в отчаяние приходишь, что не исправляешься, то есть, что подражаешь мне? Что же мне-то остается делать? Смирихся и спасе мя Господь, — сказал Давид (ср.: Пс. 114:5). Давай, сделаем и мы так, вот и спасемся. От помыслов желаешь избавиться совершенно — это хуже, чем глупость! Святые не смели сего сказать! Страстей, борющих тя, написала ты, пропасть. А у меня так вдвое, втрое, вдесятеро их больше, — и все терплю. Советую и тебе!
(X, 648)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 159
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

В Невидимой брани смелость и дерзновение еще более нужны, чем на войне

Священник всемерно должен стараться поддерживать в себе смелость, мужество, дерзновение, вопреки бесплотному врагу, непрестанно всевающему в него свою мечтательную боязнь, свой нелепый страх; иначе он не может быть обличителем пороков людских, ни истинным служителем Таинств. Дерзновение — великий дар Божий и великое сокровище души! В земной брани или войне, смелость или храбрость много значит, ибо она творит просто чудеса; а в духовной брани и тем паче.

(X, 1009)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 2
    С. 498
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Свойство Невидимой брани: всегда восставать от падения

  1. Падаяй и восставаяй, кайяся и смиряяйся лучше не падающего и не смиряющегося: от браней научаемся искусству.
(X, 71)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 232

Подвиг Невидимой брани и в том, чтобы узнать, в чем она

  1. В том наш и подвиг состоит, чтобы познавать вражии брани, и им сопротивляться с помощью Божией; а когда не будет браней, то ты и ничего не познàешь, какова ты еси; и не можешь смириться, а без смирения и спастись нельзя.
(X, 148)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 488

Главное оружие на врага в Невидимой брани — смирение

  1. Духовная война мудрена, враг хитр и силен: а кто вооружится на него смирением, против того и минуты постоять не может. Но смирение стяжать, много труда и внимания нужно; ибо враг противится сему и наводит все противное оному.
(X, 149)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим

Невидимая брань есть духовное мученичество

  1. Самое наше борение со страстьми и сопротивление оным есть мученичество духовное.
(X, 175)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 150

В Невидимой брани падаем и восстаем, только не отчаиваться в победе

  1. Не похвально, что побеждаешься от помыслов и падаешь; но то еще хуже, что отчаиваешься. Мы находимся в борьбе, падаем и восстаем, и мужественнее на брани бываем; но, отнюдь, не надобно отчаиваться, а смиряться и каяться; хоть и стыдно, но дόлжно. Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного, а еще от сокровения помыслов на исповеди.
(X, 208)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 416