Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

При Немощи плоти подвиги вредны, ибо делают человека ни для чего негодным

  1. В Церковь, при твоей немощи, не крепко себя насилуй, Бог с немощного не взыщет. А если будешь держать молитву Иисусову, во время службы, дома, то это тебе полезней. Посты, поклоны, труды даются для усмирения волнений плоти: но немощному они вредят, ибо делают его бесполезным и не годным ни для чего. Святой Василий Великий учит: мы не должны быть плотоубийцами, а страстоубийцами, а сему помогает более смирение и сознание своей немощи. Кушай себе чаек и булочки во славу Божию! И не смущайся! Только смиряйся. Впрочем, этого другим не объявляй, ибо каждому свое приличествует. Как бывает у лекарей: приходят двое, — одному прописывается слабительное, а другому совсем противное… В Церкви стоять — стой, сколько позволяют силы. А сверх сил — даже грех.
(X, 628)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 91
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

В Немощи плоти душа видит мира превратность

  1. Меня превосходно пользует Божией милостью и самая болезнь: ею смиряется душа моя и видит превратности мира и непостоянство всех видимых вещей, и потому не привязывается к ним, как ничтожным, но жаждет и ищет того, чтό выше всякого изменения.
(X, 716)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 506
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При Немощи плоти пользоваться покоем, и даже в церкви — сидеть

  1. Спрашиваешь меня, что делать в немощи твоей? Покой телесный помогает тебе, но совесть обличает. В этом случае возвèрзи на Господа печаль твою (Пс. 54:23), и выше силы своей не простирайся на подвиг, ибо мы «не телоубийцы, но страстоубийцы» должны быть. Есть у святого Исаака в 85 слове: тело немощное, аще понудиши выше силы его, то впадеши в помрачение. Ежели укрепляет тебя телесное успокоение, не от лености, но от немощи происходящее, то можешь попустить себе на оный. А сожаление о неисправлении Бог сùлен вменить тебе в делание. Конечно, бывши в храме, когда не в силах стоять, то можно и сидеть, кроме некоторых важнейших действий службы; и в этом будь покойна.
(X, 168)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 74