Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Немощь духовная мудрена и упряма, и нам всем обща, посему иметь ко всем снисхождение

  1. М. М. медленно поспешает приездом в обитель, хлопоча о том, чтобы не пропало ее последнее достояние, в промежутке от зятя и от брата. Строго, по-монашески смотреть, не хорошо она делает; а если посмотреть со стороны немощи человеческой, от коей никто из нас не свободен, то подумаешь и скажешь иное: дескать, нельзя же и без этого. Немощь человеческая мудрена и упруга, и упряма: хочет человек двинуться вперед, да немощь-то, видишь, препятствует, ан и выходит «не того, а иногда и не тое». Мудрена притча сопротивления. Пишешь, покойная Мать игумения таких вовсе исключала из обители: но нам надобно последовать примеру по истине покойных, а не беспокойных в жизни своей бывших. Прости. Грешный глагол произыде в широту не малую, да сократится же снисхождением твоим, по сказанному: милуяй помилован будет, и снисходяй получит снисхождение. [Игумении наставление быть снисходительной].
(X, 369)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 129

Немощь духовная в случаях старейшинства или предпочтения: тонкà и глубокà, ей чужды только совершенные

  1. Тебя удивляет неровность матушки Игумении. По-видимому, она тебя очень жалеет; а если услышит, что жалеют тебя другие, недовольна этим. Жалеет она тебя потому, что ты ей нужна по казначейской должности; недовольна же бывает по немощи человеческой, по немощи старейшинства, особенно, по немощи предпочтения. Немощь эта так тонка и глубока, что только не может совсем тревожить бесстрастных и совершенных, и предавшихся искреннему смирению, а остальных в большей или меньшей мере тревожит, когда представится случай или вина предпочтения.
(X, 469)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 114
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

По мере обнаружения в нас, Немощь духовная должна вести к смирению

  1. Открывшаяся тебе твоя немощь в зазрении ближних, должна тебя более смирить и подать случай к духовному деланию и хранению. Не думай без смирения достигнуть бесстрастия; а к смирению приближаемся нашими же немощами и падениями.
(X, 170)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 92
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Немощь духовная не может повредить при правой вере во Христа

Имеющий благодать Святого Духа за правую веру во Христа, если бы по немощи человеческой и умер душевно от какого-либо греха, то не умрет во веки, но будет воскрешен благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Вземлющего грехи мира и туне дарующего благодать — возблагодать.

(X, 803)
Источники:
  • Газета "Московские Ведомости", 1903. 19/VII, №196.