Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

В нас луч света, указующий на небесное

  1. Ах, какой луч света скрывается в нас! Хотя на минуту озарится им наша мысль, и мы увидим, что сей мир — великая темница в сравнении с истинным небесным светом. Не напрасно убегали и скрывались в горы, в пещеры и в расселины камня те, кои почувствовали в сердцах сию тлеющую искру.
(X, 711)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 479
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

При здравом уме, в Небе полагаем свое сокровище

Светильник телу есть око (Мф. 6:22). Смысл слов Христа такой: не закапывай в землю ни золота, ни чего-либо другого тому подобного, потому что сокровище ты собираешь для червя, тли и для воров. Хотя ты и сбережешь его от этих истребителей, но не сохранишь своего сердца от порабощения и прилепления ко всему земному, — потому что, где будет сокровище твое, там будет и сердце твое (см. Мф. 6:20). Напротив, если будет сокровище твое на небе, то не только имеешь ту выгоду, что сподобишься за это небесных почестей, но еще и здесь получишь награду, возносясь на небо, помышляя и заботясь о небесном, так как очевидно, что ты туда же перенесешь и ум свой, куда положишь свое сокровище… Если же сказанное кажется тебе неясным, то выслушай следующее: светильник телу есть око. Аще убо око твое просто будет, все тело твое светло будет; аще же око твое лукаво будет, все тело твое темно будет. Аще убо свет, иже в тебе, тьма есть, то тьма кольми? (ср.: Мф. 6:22−23). Таким образом, Спаситель обращает Свое слово к наглядным примерам. Так как Он упомянул о порабощении и пленении ума, а это для многих было неудобопонятно, то Он Свое учение прилагает к предметам внешним и пред очами находящимся, чтобы по ним могли уразуметь и то, чему подвергается ум. Как бы так говорил Спаситель: если не знаешь, чтó значит повреждение, случающееся с умом, то научись этому из рассмотрения вещей телесных. Что значит глаз для тела, то самое и ум для души. Конечно, ты никогда бы не захотел носить золота, облекаться в шелковые одежды, и вместе быть слепым; но здравие очей предпочел бы всей такой пышности. (Ведь, если лишиться зрения, то никакой не будет для тебя приятности в жизни. Но как при слепоте очей и прочие члены, не пользуясь более светом, очень ослабевают в своей деятельности, так равно и при растлении ума жизнь твоя исполнится бесчисленных зол). Поэтому, как касательно тела мы наиболее заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, так и касательно души преимущественно должны заботиться о здравии ума. Если ослепим ум, долженствующий доставлять свет и прочим способностям, то чем смотреть будем?

(I, 445)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XX. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 6:16–23. С. 237
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 290
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Жители Неба весьма близки нам всегда и благоволительны

Господь Иисус Христос, Божия Матерь со всеми Ангелами святыми и всеми угодниками Божиими, весьма, весьма близки всегда к верующим и искренно благочестивым, благоволительны к ним, принимают ближайшее участие в их жизни. Только мы да будем искренно преданы им, — да живем во святыне, правоте души и во всяком благоугождении.

(X, 1115)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 210