
Назидание ближнего

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель
Назидание ближнего (проповедь) выше подвигов и даже мученичества
Положим, что иной постится, соблюдает чистоту, предается мученичеству и сожигается; а другой, пусть, для назидания ближнего, отлагает мученичество, и не только отлагает, но и умирает без мученичества. Кто из них, по переходе из настоящей жизни, удостоится бóльшей славы? Нам нет нужды здесь говорить много и распространять речь свою: вопрос решает блаженный Павел, говоря: разрешитися и со Христом быти, много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради (Флп. 1:23–24), и, таким образом, назидание ближнего предпочитает отшествию ко Христу. Исполнять волю Христа, — это-то и значит, в особенности, быть со Христом; воля же Его заключается не в ином чем, как в попечении о пользе ближнего.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
Толкование на Матфея Евангелиста
БЕСЕДА LXXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:32–51. С. 782 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. VII
С. 709
Назидание ближнего — долг каждого христианина, особенно родителей
Петр! любиши ли Мя, говорит Христос, паси овцы моя (ср.: Ин. 21:16); и спросив его в третий раз, сказал, что это пасение и есть знак любви. И это сказано не к одним только священникам; но и к каждому из нас, кому вверено хотя малое стадо. Не презирай его только за то, что оно мало, так как Отец Мой, говорит Он, благоволил о нем (см.: Лк. 12:32). Каждый из нас имеет овцу, которую и должен водить на добрую пажить. Муж, вставая с постели, о том только и должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме бóльшее благочестие; равным образом, и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царствия Небесного. В самом деле, если и в делах житейских, прежде занятия делами домашними, мы стараемся исполнить общественные обязанности, чтобы за небрежное отношение к ним не подвергнуться заключению в узы и судебным истязаниям, то, тем более, в делах духовных должны стараться прежде всего исполнить дела Царя всяческих — Бога, чтобы не быть отосланными туда, где скрежет зубов (см.: Мф. 8:11−12). Будем же искать тех добродетелей, которые и для нас самих спасительны, и для ближнего наиболее полезны. Таковы — милостыня и молитва; впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от милостыни.
-
Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
Толкование на Матфея Евангелиста
БЕСЕДА LXXVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:32–51. С. 782–783 -
Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
Т. VII
С. 710