Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Нужно приспособляться к характеру Начальника, с двоедушным не входить в объяснения, а самое дело пускать в ход на волю Божию

  1. В отношении начальника, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив, — одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге, — с таким не должно прибегать к словесным объяснениям, они напрасны; а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет — хорошо, не пройдет, или подвергнется неправому изменению, Вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение, и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности.
(X, 548)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 136‒137

Доносам не доверять и не совсем отвергать

  1. Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять, и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет.
(X, 549)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 137

Несправедливости от Начальников особенно тяжелы, но к переносящим относится высшее блаженство Евангелия

  1. Письмо ваше получил. Прочитавши, ничего не могу сказать, разве только повторю Евангельские слова Самого Господа: аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир (Ин. 15:19). Аз же грешный, с своей стороны прибавлю: ни губернатор, ни министр не вечны, и долготерпение Божие имеет предел; пусть покуражатся, пока попустит Господь, а после и самим достанется столько, сколько не думали и не ожидали. Неложно псаломское слово: видех нечестивого превозносящегося и высящася, яко кедры Ливанские; мимо идох, и не обретеся место его (ср.: Пс. 36:35−36). Хотя тяжело и очень оскорбительно переносить несправедливые противодействия от таких лиц, кои должны защищать правду, — и лиц не малых, а великих и высоких, но после будет отрадно, по нелицеприятному суду Единаго Судии живых и мертвых… Недавно мне пришлось слышать слова одного чиновника, коему кто-то сказал: Вас все не любят. На что он отвечал: а я всех презираю. Хотя слово это не совсем христианское, но кстати было сказано, и довольно ощутительно для противников… Вас публично и даже печатно поносят. Хотя переносить это очень тяжело и оскорбительно, но в девяти блаженствах Евангельских главным и высшим поставлено последнее, то есть, блажени есте, егда поносят вас и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради (ср.: Мф. 5:11).
(X, 602)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 191–192
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Строгость и снисходительность — равно необходимы для Начальника

Мы не должны всегда поблажать подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши нам поблажали. Для души человеческой необходимы оба эти врачевства (и строгость, и снисходительность). Вот почему, и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда — снисходительность, и не попускает быть ни благополучию без скорбей, ни бедствиям без радостей. Как в природе бывает то ночь, то день, то лето, то зима, так и у нас — то печаль, то радость, то болезнь, то здоровье. Итак, не дивись, когда ты болен, — иначе должен будешь дивиться, когда ты и здоров; не смущайся, когда ты печален, иначе должен будешь беспокоиться, когда и весел. Все совершается по естественному порядку.

(I, 538)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 15:32–16:12. С. 549
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 530
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Не следует судить дел их, как Богом поставленных

  1. Не должно входить в дела начальнические и судить оные; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются… Должно быть у начальника в повиновении: ибо послушливый чрез сие много к созиданию души преуспевает, кроме того, что он приобретает чрез сие понятие в вещах, и приходит в умиление.
(X, 781)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 437