Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Муки будущие весьма различны

Если два нечестивца имели здесь неодинаковую участь, но один из них был богат, а другой беден, то они и там неравно будут наказаны, но который более богат будет наказан более жестоко… И те, которые здесь не наказываются, а наслаждаются счастьем, подвергнутся большему наказанию. Это, если угодно, я докажу тебе примером не только из будущей, но и из настоящей жизни. Так блаженный Давид, когда соделал известный грех с Вирсавиею и был обличаем пророком, за тό особенно весьма жестоко был обвиняем, что совершил такое преступление несмотря на то, что пользовался полной безопасностью. Послушай, как Бог за это особенно укоряет его: не Я ли помазал тебя в царя и освободил из руки Сауловой, и дал тебе все имение господина твоего, и весь дом Израилев и Иудин. И если мало тебе было этого, Я еще к этому приложил бы тебе. И для чего ты сотворил лукавое предо Мною? (ср.: 2 Цар. 12:7–9). Не все грехи одинаково наказываются, но есть многие и различные наказания, смотря по времени, по лицам, по достоинствам, по степени разумения и по многим другим обстоятельствам.

(I, 597)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА LXXV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 24:1–15. С. 759–760
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 692

Уменьшают будущие муки здешние стихийные бедствия

Ное же бе лет шести сот, и потоп водный бысть на земли (Быт. 7:6). Когда сделана была угроза и предсказание Божие, Ною было пятьсот лет, а когда наступил потоп, ему было шестьсот лет. Значит, в промежутке прошло сто лет. Но, может быть, кто захочет узнать, почему Господь, сказав: будут дние их лет сто двадесять (ср.: Быт. 6:3), и обещав потерпеть столько лет, навел потоп до истечения этих лет. И это служит величайшим доказательством Его человеколюбия. Видел Он, что люди каждый день грешат неисправимо, и не только не пользуются неизреченным Его долготерпением во благо себе, но и умножают раны свои, поэтому и сократил срок, чтобы они не сделались достойными еще большего наказания. А какое бы было, спросишь, еще большее этого наказание? Есть, возлюбленный, наказание и большее, и ужаснейшее, и нескончаемое, — наказание в будущем веке. Некоторые, потерпев наказание здесь, хотя и не избегнут тамошнего мучения, однако ж потерпят наказание более легкое, уменьшив великость тамошних мучений здешними страданиями. Послушай, как говорит об этом Христос, предрекая гόре Вифсаиде: Гόре тебе, Хоразине, говорит Он, гόре тебе, Вифсаидо: яко аще в Содоме быша силы были бывшие в вас, древле убо во вретище и пепеле покаялися быша. Обаче глаголю вам: земли Содомстей и Гоморрстей отраднее будет в день судный, неже вам (ср.: Мф. 11:21–22; Мф. 10:15). Видишь, возлюбленный, как словом отраднее Господь показал, что подвергшиеся здесь столь великому наказанию, потерпевшие такое необычайное и странное сожжение, хотя и понесут там наказание, но — легчайшее, потому что здесь уже испытали такой гнев.

(I, 125)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XXV. С. 243
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 220

Общность будущих мук не уменьшает тяжести их

Как нелепо считать утешением ту мысль, что наказываются все грешники вместе, и говорить: как все, так и я! Что уже говорить о геенне? Представь себе только одержимых болезнью в ногах и укажи им в то время, как они терзаются чувством жестокой боли, на тысячу других людей, страждущих еще более, чем они. Они и не поймут тебя, потому что сильная боль не дает ни малейшей свободы размышлению, чтобы можно было подумать о других и найти в этом утешение. Итак, не будем питать себя такими пустыми надеждами. Извлекать себе утешение из бедствий, претерпеваемых ближним, можно разве только тогда, когда собственные страдания довольно сносны; но когда мучение выходит из границ, когда вся внутренность кипит, когда душа и себя самой уже узнать не может, — тогда откуда почерпнет она утешение?

(I, 511)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XLIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 12:38–45. С. 459
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 462