Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Мученики и Промысл Божий в кончине их

  1. Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же, по неведению, часто стремимся к противному… Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученической кончиной, а другие, по воле Божией, просто умирали в темнице.
(X, 422)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 34
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Смерть есть получение венца; радость Мучеников

Что легче: подвизаться, или получать венец? Сражаться, или достигать почести? Обуреваться волнами, или войти в пристань? Вот почему даже и смерть бывает лучше жизни: та избавляет тебя от бурь и опасностей, а эта поставляет тебя среди них и подвергает бесчисленным наветам и нуждам, из-за которых ты почтешь и жизнь не жизнью. Если же ты не веришь словам моим, послушай тех, которые видели лица мучеников, во время их подвигов, как они, будучи бичуемы и строгаемы, радовались и веселились; радовались даже лежа на сковородах, и веселились более, чем возлежащие на ложах, убранных цветами. Вот почему и Павел, пред тем, как надлежало ему отойти отсюда и окончить жизнь насильственной смертью, говорил: радуюся и сорадуюся всем вам: такоже и вы радуйтеся и сорадуйтеся мне (Флп. 2:17б–18). Видишь ли, с каким преизбытком веселия призывает всю вселенную в общение своей радости? Вот каким великим благом почитал он отшествие отсюда! Вот как вожделенной, любезной и благоутешной почитал он и самую страшную смерть!

(I, 500)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXVIII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 11:25–30. С. 421
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 431
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Радость Мучеников при страданиях, ибо они взирали на жизнь вечную и воздаяние

Невыразимо дивные и славные подвиги мучеников и мучениц за веру Христову, их твердая решимость страдать до конца — при всей лютости, продолжительности и разнообразии мучений, и — радость и светлость лица их при ужасных пытках — являли в них правоту духа, твердую веру в Подвигоположника Христа и Его всесильную помощь, твердую надежду на будущую жизнь, которую они зрели сердечными очами, как бы настоящую — и бесконечное воздаяние за кратковременные подвиги и, наконец, горячее желание созерцать вечную славу Христа Бога, коей наслаждаются Ангелы небесные и все святые.

(X, 1170)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1902 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1903.
    С. 137

Нынешние истребительные орудия и снаряды — ничто пред пытками мучеников за Христа

В III веке весь мир языческий и иудейский ополчился с лютостью на исповедников имени Христова. Для преклонения их к вере языческой изобретены и употреблены были самые хитрые ласкательства и обещания земных выгод, и самые ужасные пытки и мучения. Не оставалось, кажется, никакой более ужасной муки, как те, кои во множестве, до тысячи видов, изобретены были вновь, именно для христиан. Нынешние метательные, смертоносные разрывные снаряды сочтены были бы тогда милостью для мучеников, если бы были употреблены против них, сравнительно с тогдашними пытками и истязаниями. И все эти бесчисленные, и разновидные, страшные гонения и муки, иногда весьма продолжительные, христиане претерпевали с радостью и с светлыми лицами. Сам Господь, за Коего страдали мученики, укреплял их невидимо Всемогущей силой Святого Духа, так что, казалось, не они страдают, а кто-то другой.

(X, 1184)
Источники:
  • Новые слова и поучения 1905 года / Прот. И.И. Сергиев (Кронштадтский). — Кронштадт, 1906.
    С. 47, 48