Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Детей своих, принявших Монашество, родители не должны лишать наследственной части, ибо это грех, влекущий наказание

  1. Не так давно приезжала к нам мать Е., сестра Ваша, и выражала свое скорбение о том, что Вы отказываетесь в дальнейшем производить выплату ей части наследственного капитала. — Как Вам будет угодно, послушать ли меня грешного, или не послушать; а я должен и обязан Вам сказать прямо правду, что монашеские деньги в мирском доме — огонь истребляющий, как об этом сказано в церковной книге, называемой «Пролог»… Василий Великий угрожает наказанием родителям, кои лишают наследственной части детей, поступающих в монашество. Мать Е., хоть и скорбно, а, с помощью Божией, может как-нибудь прожить до своей кончины. Но Вы опасайтесь, чтобы уклонением от исполнения долга своего не навести бедствия на семейство Ваше. Бог и великие грехи прощает человеку против Него Самого; но согрешений против ближнего не прощает, если с ним не умиротворится и не удовлетворит его, как следует.
(X, 536)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 118‒119

Жизнь в монастыре временная не оправдала бы себя

  1. По Вашему мнению, монастырская жизнь была бы понятна, если бы поступали в монастырь на время, для исправления своего характера и отсечения своей воли, а потом возвращались бы опять в мир для благотворения и наставления других. Думать так можно, а к делу это неприложимо. Из поступающих в монастырь не все достигают совершенного исправления и совершенства в добродетели, а многие едва-едва могут и себя исправить. Как же такие могут поступить в мир для исправления других? Кто может других пользовать, тот может и не выходя из монастыря это исполнять; как Вы сами это испытали, побеседовав с некоторыми, живущими в женской общине, коим Вы удивлялись, как они получили спокойствие духа.
(X, 582)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 170
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Монашество есть брань с самим собою

  1. Главное дело иноческого подвига в том состоит, чтобы во внутренности сердца брань вести против диавола, возненавидеть себя, отрещися своея души, гневаться на себя, и обличать себя, сопротивляться внутренним пожеланиям и противоборствовать помышлениям, сражаться самому с собою.
(X, 693)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 2
    С. 278
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Некоторым, желавшим Монашества, о. Серафим советовал супружество, как Богом благословенное

Одна девица, пожилая, просила у о. Серафима благословения на поступление в монашество. Но он, напротив, начал ей советовать вступить в брак, говоря: жизнь брачная Богом Самим благословлена, матушка. В ней только нужно соблюдать с обеих сторон верность супружества, мир и любовь, — и ты будешь счастлива. А в монашество нет тебе дороги. Монашеская жизнь трудна и не для всех выносима. — При этом другую девицу юную сам благословил в монашество и назвал даже тот монастырь, в который она поступит.

(X, 748)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Житие преподобного Серафима Саровского
    С. 261

Монашество, по завету о. Серафима Дивееву

Божия Матерь запретила о. Серафиму, в молитвенном правиле для Дивеевской обители, делать обязательным чтение акафиста, дабы этим самым не наложить тяжести и лишнего греха на чью-либо душу. — В воскресенье дана заповедь о. Серафимом служить пред Литургией неопустительно Параклис Божией Матери, весь на распев, по нотам. Затем, о. Серафим приказал неопустительно исповедываться и приобщаться во все посты и, кроме того, в двунадесятые праздники, не муча себя мыслью, что недостоин, ибо «не следует пропускать случая, как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин. Стараясь, по возможности, сосредоточиться в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердой верой в неизреченное Божие милосердие, следует приступать к искупляющему все и всех Таинству». Еще о. Серафим повелел, чтобы сестры вкушали не стесняясь, когда и сколько угодно, хотя бы даже и ночью, но никогда не жили в одиночку, не были одни ни в келии, ни в дороге.

(X, 835)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 209

Имущество Саровской обители ей дано навсегда

Игумен Георгий, бывший гостинник саровский Гурий, пишет, что Старец, говоря об имуществе Саровской пустыни, сказал: «Леса, земля и прочие имущества — это вечное достояние обители; я, убогий Серафим, бдел две недели, просил Матерь Божию, чтобы Она Своей милостью усвоила все имущество на вечныя времена Обители, и Матерь Божия не оставила меня убогого и благословила мне открыть, что Ей угодно, чтобы все имущество Обители этой, вечно, неотъемлемо осталось за Нею до скончания века».

(X, 850)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 359

Завет о. Серафима сестрам Дивеева: не жить по одной и вина не иметь

— Кушать, не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина, «чтобы и запаха его у меня в обители не было!» Запрещал строго жить по одной в келии или куда уходить.

(X, 857)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).
    С. 455–456

Взятое из обители для родных, что огонь для их дома

По отношению к обители батюшка Серафим запрещал брать что-либо и отдавать на сторону, хотя бы даже для родных. «Нет паче греха, матушка, нет паче греха», — говорил о. Серафим. Это как огнь, вносимый в дом: кому дадите, он попалит все, и дом разорится и погибнет, и род весь пропадет оттого!

(X, 859)
Источники:
  • Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовскаго уезда с жизнеописанием основателей ея: преподобнаго Серафима и схимонахини Александры, урожд. А. С. Мельгуновой / составил архимандрит Серафим (Чичагов). — Изд. 2-е. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903 (Тип. М. М. Стасюлевича).