Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Не оставлять молитву Иисусову даже и в церкви, за оставление себя укорять, но не смущаться

  1. Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и, кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно, когда не хорошо и невнятно слышно чтение церковное. Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идет, или сидит, или лежит, пьет, ест, беседует, или занимается каким рукоделием, кто может при всем этом произносить молитву Иисусову со смирением, тот не должен оставлять оной; за оставление же укорять себя и каяться со смирением, но не смущаться; ибо смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости, и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела.
(X, 353)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. I. Письма к монашествующим
    С. 83

При немощи вместо молитвы Иисусовой одно имя Иисуса

  1. Пишешь, как-то почувствовала, что сверху свет блеснул, что от слов молитвы Иисусовой блеск бывает и т.д. Ничему этому не верь; все это мечтательность, которую должно отвергать. Во всех твоих искушениях старайся удерживать молитву. Если не можешь произносить полную, то есть всех слов молитвы Иисусовой, то можешь повторять: «Иисусе, Иисусе», — это не возбраняется и святыми отцами не отвержено. Именем Иисуса бей ратники, — говорит Лествичник. Велика сила этого имени.
(X, 403)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. II. Письма к монашествующим
    С. 14
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Молитва Иисусова трудна, но дает свет и радость

  1. Не забывай самого важного — моего тебе завещания: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, Богородицею помилуй мя. Знаю, в начале, это дело трудное, но за то узришь свет и радость. А без сего делания тяжка и безотрадна жизнь иноческая, если продлится. Правда, трудно: но вникнуть, тут особого нет ничего. Не требуется ни книг, ни свечей, ни времени. Сидишь, ходишь, ешь, лежишь, а сама все: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!
(X, 630)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 97

В молитве Иисусовой — жизнь, краса и утешение

  1. Молитву Иисусову всеми силами старайся держать — она вся наша жизнь, вся краса, все утешение. Что, в начале, она трудна — это всем известно; но после за то неоцененна, всерадостна, вселюбезна.
(X, 633)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 108

Молитва Иисусова скоро прививается при терпении скорбей

  1. Очень ты меня утешила, что желаешь учиться молитве Иисусовой. Начинай с устной. А прежде всего, вместо фундамента, положи терпеть скорби. Тогда она скоро привьется.
(X, 636)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 118

Молитва Иисусова и боли в начале ее

  1. Иисусова молитва, когда прививается, непременно у всех страстных сопровождается болями. От устной болят прежде всего губы. Это пройдет.
(X, 638)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 120

Молитвой Иисусовой можно заменять подвиги, если тело их не терпит

  1. Если тело не терпит поста и труда, то обрати внимание на душу, то есть на сердце и ум. Упражняй их в Иисусовой молитве. И будет приобретение твое паче труждающихся телесно. Главное — держись Иисусовой молитвы, иногда устами, а иногда умом. Это со временем слюбится, а, в начале, правда, иногда бывает и трудно.
(X, 643)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 142
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

При сонливости хорошо и засыпать с молитвой Иисусовой

  1. Ты жалуешься на себя, что всегда, как станешь творить молитву Иисусову, то и засыпаешь и о сем смущаешься; не надобно смущаться, лучше засыпать с молитвой, нежели с какими-нибудь дурными помыслами. Когда же хочешь потрезвеннее ее исправлять, то пораньше проходи.
(X, 122)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 121–122

Умная молитва и Добротолюбие

  1. Старец Паисий писал к Феодосию, архимандриту Софрониевскому: радуется, что книги Добротолюбия изданы будут в свет, но и сожалеет, что, попавшись многим в руки и по неискусству принявшись за умное делание, то есть за молитву, могут пострадать вред; от коего да избавит Вас Премилосердый Господь.
(X, 315)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    С. 514–515

В молитве Иисусовой искать только помилования

  1. Молитвой Иисусовой нужно молиться всем и отгонять помыслы, но не искать ничего, кроме помилования; а Господь, даяй молитву молящемуся, даст и умную молитву, по слову Петра Дамаскина; а то у врага много подсад и подвижников обольщать под видом истины ложными действиями.
(X, 321)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : Ч. 5. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1880 (Москва).
    С. 642
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Молитва непрестанная дает покой, чистоту и Святого Духа

В особенности преподобный Серафим советовал всегда иметь память о Боге и для сего непрестанно призывать в сердце имя Божие, повторяя молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешнаго. В этом да будет, говорил он, все твое внимание и обучение! Ходя и сидя, делая и в церкви до начала богослужения стоя, входя и исходя, сие непрестанно содержи на устах и в сердце твоем. С призыванием, таким образом, имени Божия, ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, Источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте.

(X, 833)
Источники:
  • Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца / Сост. авт. летописи Серафимо-Дивеев. монастыря архим. Серафим (Чичагов). — 2-е изд. — С.-Петербург: Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903.
    С. 36, 37