Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Мирное устроение духа от терпения в жизни и неосуждения

  1. Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118:165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют смиренного терпения и перенесения всех искушений, по сказанному: в терпении вашем стяжите душы ваша (Лк. 21:19), и, чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как, только один и есть Судия живых и мертвых, пред Коим каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится.
(X, 496)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 36
Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Для Мирного устроения духа считать себя хуже всех, любви и чести не искать, а всем их являть

321. Старайся по силе быть в мире душевном; ибо о Боге сказано: в мире место Его (Пс. 75:3). То есть, Бог Сам живет в том человеке, у коего мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести, ни от кого, а сама ко всем оные имей — вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели: тогда прощай мир душевный!

(X, 644)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 151
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Мирное устроение духа при условии борьбы со страстями в зародыше их

  1. Отчего происходят между нами ссоры, раздоры, несогласия? От того, что мы не научились удерживать порывов страстей в своем сердце, искореняя их в самом зародыше; не научились быть мирными в себе, во глубине своей души. Почему всякий из нас обязан стяжать мирный дух, то есть привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому или совершенно глухому или слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях, лишениях, кои неминуемо бывают со всеми желающими идти по спасительным стезям Христовым.
(X, 872)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 210, 211
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Мирное устроение духа не от перемены места, а от победы над страстями и смирения глубокого

  1. Остерегись обольщаться мнимым твоим спокойствием (в гостях у родных), — оно не надежно, не прочно, временно: при какой-нибудь перемене ты уже и спокойствия не найдешь, а при том же, ежели бы ты и мир обрела, то и тут надобно опасаться подсад, как бы не попасть в прелесть. Мир приобретается борением со страстьми; побеждением их и глубоким смирением только может быть прочен; ты, хотя временно и утешишься мнимым спокойствием, а не увидишь, как подойдет душевное смущение, тоска, уныние без всякой причины, ты еще не испытала сего.
(X, 233)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 4. Письма к монахиням
    С. 646–647
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Мирное устроение духа дает духовные дары, долголетие и свет для ближних

  1. Когда кто в мирном устроении ходит, тот, как бы лжицею черпает духовные дары. Святые отцы, имея мирное устроение и будучи осеняемы благодатью Божией, жили долго. Когда человек придет в мирное настроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума.
(X, 784)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 441

Мирное устроение духа сохраняется чрез перенесение оскорблений, отгнание уныния и печали, неосуждение и хранение чувств

  1. Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И потому оскорбления от других переносить должно равнодушно, и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога… Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относить должно. Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает божественные откровения. При сем, должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили для внутреннего человека и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.
(X, 785)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Наставления отца Серафима
    С. 442, 444

Мирное устроение духа в том, чтобы ничем не возмущаться: стяжи его и тысячи спасутся около тебя

Отец Серафим отечески обнял меня (говорит игумен Иоасаф) и сказал: «радость моя, молю тя, стяжи мирный дух». И тут же начал объяснять стяжание мирного духа. По словам его, это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался. Надобно быть подобно мертвому, или совершенно глухому и слепому при всех скорбях, клеветах, поношениях и гонениях, кои неминуемо приходят ко всем, желающим идти по спасительным стезям Христовым. Ибо многими скорбьми подобает нам внити в Царство Небесное. Так спаслись все праведники и наследовали Царство Небесное, а пред ним вся слава мира сего, как ничто; все наслаждения мирские и тени не имеют того, чтό уготовано любящим Бога в небесных обителях; там вечная радость и торжество… И после этого Старец снова сказал мне: «радость моя, молю тя, стяжи мирный дух, и тогда тысячи душ спасутся около тебя».

 

(X, 816)
Источники:
  • Иоасаф (Тихонов Иван Тихонович; игумен Вологодского Павлова Обнорского мон.; 1801-1884). Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пустыни [Текст]. - Изд. 3-е. - С.-Петербург : Тип. и литогр. кн. В. В. Оболенскаго, 1877.
    С. 49-50