Мир

Мир

— отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие.

(Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка)

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Мир в молитве

Будем постоянны в молитвах, с душой бодрственной, с сердцем сокрушенным. Послушаем Павла, увещевающего нас словами: воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления (1 Тим. 2:8). Постараемся всегда быть чуждыми возмущения душевного, и сохранять ум в мире, особенно же во время молитвы, когда имеем нужду в особенном человеколюбии от Бога. Если Он увидит, что мы совершаем молитву по законам, установленным Им Самим, то вскоре подаст нам обилие Своих даров.

(I, 246)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА XLIX. С. 544
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 447

Господь дает Мир в скорби

Если будет благоволить к нам Бог, тогда все будет для нас удобно и легко, и ничто не сможет опечалить нас в настоящей жизни, хотя бы и казалось что-нибудь прискорбным. Таков преизбыток Его могущества, что Он, когда благоволит, обращает и самые печали в радости. Так и Павел, среди скорбей, радовался и веселился, окрыляемый ожиданием уготованных ему наград. Потому и пророк сказал: в скорби распространил мя еси (Пс. 4:2), вразумляя нас, что Бог и в самых бедствиях даровал ему наслаждаться безопасностью и спокойствием. Такого имея Владыку, столь могущественного, столь благопромыслительного и премудрого, столь человеколюбивого; приложим свое усердие и будем иметь великое попечение о добродетели.

(I, 262)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1898. Т. IV.
    Беседы на Книгу Бытия
    БЕСЕДА LVII. С. 624
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. IV
    С. 506

Мир дает чтение Писания

Подлинно, чтение Божественных Писаний есть духовный луг и рай сладости, превосходнейший того рая. Этот рай Бог насадил не на земле, а в душах верующих; этот рай он поставил не в Эдеме и не ограничил одним местом на Востоке, но распространил по всей земле и распростер до пределов вселенной… — Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс. 18:5). Видишь ли обширность рая, распростертого до пределов вселенной? Здесь нет змия; это место свободно от диких зверей и ограждается благодатью Духа. Этот рай, как тот, имеет и Источник, — Источник, из которого вытекает множество рек, а не четыре. Кто говорит это? Сам Бог, даровавший нам такие реки. Веруяй в Мя, говорит Он, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин. 7:38)… И не по множеству рек только, но и по естеству своему удивителен этот Источник, потому что в нем не потоки воды, а дары Духа… Хочешь ли узнать свойство этих вод, как они не похожи на те, но гораздо лучше и удивительнее тех? Послушай опять Самого Спасителя, беседующего с самарянкой, чтобы тебе узнать обилие этого Источника. Вода, говорит Он, юже аз дам верующему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный (ср.: Ин. 4:14). Будем же пребывать в этом раю, будем сидеть при этом Источнике; будем пребывать внутри, потому что здесь великая безопасность, — будем пребывать в чтении Писаний. Как сидящие при источнике, наслаждающиеся его прохладой, и при наступлении жара погружающие в него лицо свое, устраняют удушливый жар потоками, и, если беспокоит их жажда, легко облегчают мучение, имея врачевство вблизи — в источнике, так и находящийся при источнике Божественных Писаний, если почувствует беспокоющий его пламень непристойной похоти, легко потушит пламень, погрузив душу в эти воды; и, если будет беспокоить его горячий гнев, воспламеняя сердце, как поджигаемый котел, то, покропив немного этой воды, он укротит тотчас бесстыдную страсть; и от всех порочных помыслов, как бы из среды пламени, избавляет душу чтение Божественных Писаний.

(I, 677)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1897. Т. III.
    На разные места Писания
    С. 74–76
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. III
    С. 87
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Считать себя хуже всех — от сего Мир и радость

  1. Мне кажется, хорошо бы на всех глядеть и видеть в них хорошую сторону спасающихся, а не укоризненным мнением; а себя считать последнейшими всех, то был бы мир и радость в душах ваших; убегая видения и слуха о чужих немощах, более стяжем любви и смирения.
(X, 134)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 3. Письма к монашествующим
    С. 304