Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Анатолий, иеросхимонах Оптинский (старший), преподобный

Мир Христов не связан с телесным здоровьем

3. Мир духови твоему! Мир болящему телу твоему! Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенней плоти нашей. И этот-то есть истинный мир, мир Иисусов, мир, всяк ум превосходящий. И потому не дивись, если я, любящий тебя, не печалуюсь, слыша, что ты недугуешь и страдаешь.

(X, 620)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия к монахиням / [Предисл.: пр. С.Ч.]; Изд. Козел. Введ. Оптиной пустыни. - Сергиев Посад : тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910.
    С. 8
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Мир чрез пастырей, его значение и ответственность за него

Церковь есть общий всех дом, куда мы входим за вами по примеру апостолов, почему и входя, тотчас же, по заповеди Христовой, всех вообще приветствуем миром. Итак, никто не будь нерадив, никто не будь рассеян, когда священники входят и преподают поучение: за это угрожает немалое наказание. И когда я скажу: мир вам, вы скажите: и духови твоему, скажите не голосом только, но и сердцем, не устами только, но и духом. Иначе, ежели ты здесь скажешь: и духови твоему мир, а вышедши, будешь восставать против меня, будешь меня презирать, злословить и втайне поносить бесчисленными ругательствами, — то, что это за мир? Впрочем, хотя ты и будешь меня всячески злословить, я даю тебе мир от чистого сердца, с искренним расположением, и ничего худого никогда не могу сказать о тебе: у меня отеческое сердце, и, хотя иногда я и осуждаю тебя, но делаю это, заботясь о тебе же. А если ты втайне язвишь меня, и не принимаешь в доме Господнем, то страшусь, чтоб ты еще не увеличил моей скорби, — не тем, что оскорбил меня, ни тем, что выгнал меня, но тем, что отверг мир, и навлек на себя столь жестокое наказание. Хотя я и не отрясу праха, хотя не пойду от тебя прочь, — но угроза остается во всей своей силе. Я часто приветствую вас миром, и никогда не перестану приветствовать. Хотя вы и с презрением меня будете принимать, я все-таки и тогда не отрясу праха, — не потому, чтобы я не хотел повиноваться Господу, — но потому, что весьма горячо люблю вас. Притом, я ничего и не терпел для вас, не предпринимал дальнего путешествия; пришел к вам не так, как приходили апостолы, ничего при себе не имея (за что и виним наперед себя), пришел не без сапог, не без другой одежды, — почему, может быть, и вы упускаете со своей стороны должное. Только этого недостаточно для вашего оправдания. Пусть мы подвергнемся бóльшему осуждению; но это нимало не служит к вашему извинению.

(I, 482)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 9:27–10:15. С. 358–359
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 385

Мир и меч Его

Не приидох воврещи мир на землю (ср.: Мф. 10:34), сказал Спаситель. Но как же Сам Он заповедовал апостолам, входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему, равным образом, и ангелы воспевали: слава в вышних Богу и на земли мир (Лк. 2:14)? Почему также и все пророки благовествовали о том же? — Потому, что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землей. Ведь и врач тогда спасает прочие части тела, когда отсекает от них неизлечимый член; равно и военачальник восстанавливает спокойствие, когда разрушает согласие между заговорщиками. Единомыслие не всегда бывает хорошо: и разбойники бывают согласны. Итак, брань была следствием не Христова определения, а делом воли самих людей. Сам Христос хотел, чтобы все были единомысленны в деле благочестия; но как люди разделились между собой, то и произошла брань.

(I, 491)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1901. Т. VII.
    Толкование на Матфея Евангелиста
    БЕСЕДА XXXV. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 10:34–42. С. 384
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. VII
    С. 405
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Мир Христов постоянный, без потрясений жизненных, был бы вреден

  1. Вы уже 45 лет находитесь в обители, укрепляемые силой Божией, и до сего времени проводите жизнь постоянную, и в течение оного времени наслаждались спокойствием душевным, имея в молитве теплоту и слезы повседневно, а искушений больших, и от начальства оскорблений не было; с нынешнего же года чувствуете внутреннюю тревогу, страх и уныние, и совершенного спокойствия не имеете уже 5 лет; прóсите от меня душевного врачевания… Преподобный Авва Дорофей пишет, что всякому добру или предыдет или последует искушение; ниже бо твердо есть, еже по Богу бываемое, аще не искусится напастию Вы же, благодатью Божией сохраняемые, прошли, не имея в жизни вашей больших искушений, а еще получали, чрез теплоту и слезы, духовные утешения; а это очень опасно бы было, ежели бы вы остались совсем без искушений, кои нас смиряют. Без сего же, при одних утешительных чувствах опасно весьма; ибо многие, как видим из отеческих повествований и учений, обольстившись оными, впадали в неисцельную прелесть: и потому всегдашний мир, без потрясений, нам не только не полезен, но и вреден. Егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, говорит преподобный Исаак Сирин, тогда убойся, занеже далече отстоиши от правыя стези, ходимыя страдательными ногами святых.
(X, 54)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 2. Письма к монашествующим
    С. 54–55
Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Серафим Саровский, иеромонах, преподобный

Мир Христов, как дар Святого Духа

— Что же чувствуете Вы теперь? — спросил меня о. Серафим. — Необыкновенно хорошо, — сказал я. — Да, как же хорошо? Что именно? Я отвечал: — Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу! — Это, Ваше Боголюбие, — сказал батюшка о. Серафим, — тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: мир Мой даю вам, не якоже мiр дает, Аз даю вам. Аще от мiра бысте были, мiр убо свое любил бы, но Аз избрах вы от мiра, сего ради ненавидит вас мiр. Но дерзайте, яко Аз победих мiр (ср.: Ин. 14:27, 15:19, 16:33). Вот этим-то людям, ненавидимым от мiра сего, избранным же от Господа, и дает Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостола, всяк ум преимущий (ср.: Флп. 4:7).

(X, 764)
Источники:
  • Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие святых мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. С 60 рис., 8 миниатюрами, 2 пл. (Саров. пустыни и Дивеев. монастыря) и картой путей в Саров / Сост. Л.И. Денисов, д. чл. Моск. о-ва любителей духов. просвещения. - Москва : А.Д. Ступин, 1904.
    Беседа преподобного Серафима с Мотовиловым о цели христианской жизни
    С. 331–333