Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Амвросий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Чай до Литургии пить только по немощи, но без смущения

  1. Пить, или не пить чай до обедни в праздники? В этих случаях всякому должно смотреть на указание своей совести и на свою немощь телесную. И чтобы помирить совесть с немощью, хорошо бывать у ранней обедни и, напившись чаю, можно отправляться и к поздней обедне, смотря по обстоятельствам. Если же не случится быть у ранней, а немощь пересилит к чаю, то нужно после приносить в этом покаяние, как и во всяком нарушении заповедей Божиих, по немощи… Смущаться во всяком случае вредно. Видя же немощь свою и неисправность, за таких себя и считать должны.
(X, 562)
Источники:
  • Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. [Вып. I – III]. — Сергиева Лавра : Козел. Введ. Оптина Пустынь, 1908–1909.
    Вып. III. Письма к мирским особам
    С. 145
Георгий, затворник Задонский

Георгий, затворник Задонский

Литургия за обидящего, не означая имени, для славы Божией

  1. Чтобы прославить имя Божие в сокрушенном сердце Вашем, попросите отслужить обедню собственно за обидящего Вас, не означая его имени. Не знаю, есть ли примеры служить обедню за обидящего; однако знаю по справедливости, что и отговориться нельзя, — когда вся Церковь имеет непременным правилом молиться сими словами: обидящих и ненавидящих нас прости Господи, Человеколюбче.
(X, 692)
Источники:
  • Письма в бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением "Краткого известия о жизни его", составленного из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни монахом Порфирием Григоровым : С прил. портр. и почерка руки (fac simile) затворника : В 3-х ч. - 3-е изд., умнож. Ч. 1-3. - Москва : Унив. тип., 1850.
    Ч. 1
    С. 250
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, святитель

Литургия «Возлюбим друг друга»

[Слово 1]. Разве вы не знаете, что диакон постоянно возглашает во время совершения таинств: познавайте друг друга [Eπιγινωσκιτε αλληλους — равносильно диаконскому возглашению в литургии верных: возлюбим друг друга, по употреблению в Священном Писании (см.: 1 Кор. 16:18)]. Как он этим обязывает вас к строгому наблюдению за вашими братьями!

(II, 204)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против иудеев
    С. 642
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 849

«Горé сердца» — и разговоры, смех

[Беседа 9]. Многие в час страшной и таинственной трапезы занимаются беседами и пустыми разговорами. Что делаешь ты, человек? Не обещался ли ты священнику, и на его слова: горé имеем ум наш и сердца, не сказал ли ты: имамы ко Господу? (Евхаристический канон) Ты не чувствуешь страха, не стыдишься оказаться лжецом в самый страшный час? Удивительно! Когда уготована таинственная трапеза, когда закалается за тебя Агнец Божий, когда за тебя подвизается священник, когда духовный огонь истекает от пречистой трапезы, предстоят херувимы, летают серафимы, шестокрылые закрывают свои лица, все бестелесные силы молят за тебя вместе с иереем, духовный огонь снисходит с неба, от пречистого ребра изливается в чашу кровь в твое очищение, — ты не боишься, не стыдишься в этот страшный час оказаться лжецом? Из 168 часов в неделю один лишь единственный час отделил Себе Бог: неужели ты и тот потратишь на дела житейские, на смех и разговоры?

(II, 352)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1896. Т. II.
    Беседы о покаянии
    С. 389
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. II. С. 345

Сила молитвы, совершаемой на Литургии

[Слово 3]. Я хочу сказать нечто вам, возлюбленные, для искоренения тяжкой болезни в церкви… Какая же это болезнь? Невыразимое множество народа собралось теперь и с таким вниманием слушает речь, а в самый страшный час я часто ищу его и не вижу, и сильно воздыхаю, что, когда беседует сослужитель ваш, вы показываете великое усердие и напряженную ревность, теснитесь друг пред другом и остаетесь до конца; когда же предстоит явиться Христу в священных таинствах, то церковь бывает пуста и безлюдна. Достойно ли это прощения?… — Молиться, говорят, могу я и дома, а слушать беседу и учение дома невозможно. Ошибаешься ты, человек; молиться, конечно, можно и дома, но молиться так, как в церкви, где такое множество отцов, где единодушно воссылается песнь к Богу, дома невозможно. Ты не будешь так скоро услышан, молясь Владыке у себя, как молясь со своими братьями. Здесь есть нечто бóльшее, как-то: единодушие и согласие, союз любви и молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы молитвы народа, как слабейшие, соединясь с их молитвами сильнейшими, вместе с ними восходили на небо… Молитва с народом имеет больше силы и гораздо больше дерзновения, нежели молитва, совершаемая дома и наедине (см.: 2 Кор. 1:10‒11). Так, Петр избежал темницы: молитва же бе прилежна, бываемая от церкве к Богу о нем (ср.: Деян. 12:5). Если же Петру помогла молитва церкви и извела из темницы этот столп (церкви), то как ты, скажи мне, пренебрегаешь ее силою и какое можешь иметь оправдание?

(II, 177)
Источники:
  • Творения святаго отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. — С.-Петербург. Издание С.-Петербургской Духовной Академии. 1895. Т. I.
    Против Аномеев
    С. 510, 511
  • Минь Ж. П. (Migne J. P.) Творения святителя Иоанна Златоуста. В XIII тт. Paris, 1863
    Т. I. С. 725
Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Иоанн Кронштадтский, протоиерей, праведный

Литургия есть образец будущей вечери и сама есть Великая вечеря

  1. Какая честь званным! Сам Единородный Сын Божий приглашает нас на великую Вечерю Царства Небесного; но приглашенные отказались по разным предлогам. Не замечаете ли, что притча метит прямо на многих из нас, если не на всех нас? Объяснимся. Вот мы стоим теперь в храме, все слушали обедню. Обедня есть образец будущей Вечери и сама есть великая Вечеря, ибо Господь предлагает на ней в пищу и питие нам с вами Пречистое, Животворящее Тело Свое и Пречистую, Животворящую Кровь Свою под образом хлеба и вина. Один я, и то больше по обязанности священнослужения, вечерял с Господом, а все прочие, предстоящие здесь, не приступали к Вечери Божией; но допустим, это сделано по сознанию недостоинства. А вот весьма, весьма многие и к обедне не приходят, чтобы хотя взором, слухом и духом участвовать на Божественной вечери; и не приходят весьма часто из-за пустых причин: кто по небрежению и лености, кто из каких-нибудь житейских занятий или суетности, но все вообще по какому-то легкомыслию, по какому-то весьма поверхностному, легкому и небрежному отношению к самому главному делу нашему на земле — к делу духовного своего воспитания и спасения, и по разным привязанностям земным и навыкам греховным… Царство Божие приблизилось к нам, сошло с высоты небесной, вошло в храмы наши, в самые домы наши; и что же? и самая близость Царства Христова не убеждает нас — сделать шага два-три, чтобы прийти на призыв Церкви к святой литургии… Что делать нам в раю, когда мы не находим сладости и утешения быть в храме, слушать слово Божие, участвовать в Вечери Агнца.
(X, 876)
Источники:
  • Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Ильича Сергиева : С портр. его, грав. на стали. — 1-е изд. Т. 1−6. — Кронштадт : тип. "Кронштадт. вестн.", 1890−1894.
    Т. 1. Проповеди
    С. 232, 237

Литургия всесильна, ибо Господь, отдавший Сына, не даст ли и всего

Совершая благоговейно и чистым сердцем литургию, можно и должно крепко надеяться, что мы испросим чрез нее у Бога все потребное для душ и телес наших: оставление грехов, здоровье и спасение, во всем благопоспешение живым, и милость Божию, оставление грехов и упокоение со святыми всем в вере, покаянии и уповании вечной жизни преставльшимся. Литургия всесильна, вседейственна, ибо вообразите, какая Жертва на ней приносится? Сам Единородный Сын Божий. Если же Бог Сына Своего Единородного для нас не пощадил, то как не даст нам с Ним всего (см.: Рим. 8:32). Апостол недоумевает, как может быть иначе?

(X, 1097)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 5
    С. 65

Польза Литургии неизмерима: для всей Вселенной, людей и скотов

Польза Литургии, совершаемой с благоговейным вниманием, — неизмерима не только для всей Церкви православной, но и для всей вселенной, для всех людей всяких вер и исповеданий; ибо Жертва Бескровная и молитвы приносятся Господу и о всей вселенной: из-за совершения Литургии Господь долготерпит всему миру и милует весь мир, даруя ему изобилие плодов земных, успехи гражданственные, успехи в науках, искусствах, в земледелии, в домашнем хозяйстве, милуя не только человеков, но и скотов, служащих человеку. О, Литургия чудная, Литургия всемирная, Литургия Божественная и Боготворящая!

(X, 1110)
Источники:
  • Моя жизнь во Христе : [Дневник отца Иоанна Кронштадтского. Кн. 1-6]. — С.-Петербург : П. П. Сойкин, 1903.
    Кн. 6
    С. 187

Величие Литургии: она совершается за наши грехи

О, божественная, святейшая, пренебесная, всеобъемлющая, небо и землю сосредоточивающая Литургия православная! Сколь ты чудна, вожделенна, полна бесконечной благости, премудрости, правды, святости Божией, величия непостижимого… О, невыразимое чудо чудес Литургия! Пади пред ней, человечество, и лей слезы покаяния: ведь, за твои грехи она совершается!

(X, 1150)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 63, 65

Нам нужно боготворить Литургию, боготворящую нас

Причащение Святых Таин в каждую литургию нас делает здоровыми, мирными, обновленными. Сколько сокрыто величайших дарований в Литургии! Благодарим Господа, оживляющего нас Своими чудными Тайнами! Христиане православные! боготворите Литургию, боготворящую нас, по милости Божией! Священники и миряне, обновляйтесь ею всякий день.

(X, 1151)
Источники:
  • Сергиев Иоанн Ильич (КРОНШТАДТСКИЙ), протоиерей. — Живой Колос. Выписки из дневника за 1907−1908. С.-Петербург, 1909.
    С. 66
Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Макарий, иеросхимонах Оптинский, преподобный

Заказывать особую Литургию при наличии общей — бабский разум и тщеславие

  1. Что это значит: нанимать обедню заупокойную? Разве нельзя на той обедне, которая служится, подать помянуть на проскомидии и на ектеньях, а после отслужить панихиду вкупе от всех? Нет, — надобно, чтобы наша была обедня, и от каждой особая панихида, — это бабий разум. Дело другое, в разных местах когда находятся, можно и каждой служить; и ежели нет обедни, так можно и нужно нанять; а то для чего нанимать? Христос Тот же, Жертва Та же, и поминовение то же. Тут, кажется, с усердием мнимым сплетается тщеславие.
(X, 12)
Источники:
  • Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария : [Ч. 1]–[6]. - [Козельск] : Козельская Введенская Оптина пустынь, 1862–1863 (Москва).
    Ч. 1. Письма к монашествующим
    С. 88